Елена Шабашкевич, Fozzy Group: зачем продовольственным ритейлерам собственные медиа

В современных условиях искренний интерес к жизни клиента – необходимое условие успешной работы на высококонкурентном рынке розничной торговли. Знания о самых разнообразных предпочтениях потребителя являются ценностью не только для основного бизнеса, но и главным активом для ритейл-медиа — направления, которое активно развивают продуктовые ритейлеры. 

По данным исследования Kantar, половина представителей отрасли планируют увеличивать инвестиции в этот канал.

CEO Fozzy Media Group Елена Шабашкевич подробнее рассказала об этом направлении в колонке для NV. Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное в своем материале.

Что такое ритейл-медиа?

По словам Елены Шабашкевич, ритейл-медиа можно представить как продажу рекламных площадей на разных платформах внутри созданной ритейлером экосистемы.

При этом он сводит производителей товаров и услуг с потенциальными потребителями своей аудитории. Потребителями могут выступать как непосредственно изготовители, так и рекламные агентства. 

Главная особенность состоит в том, что ритейлер на основе данных о потребителях способен максимально адресно таргетировать рекламное сообщение, повышая его эффективность. Так создается треугольник win-win-win между производителем, желающим увеличить продажи, потребителем, которому предлагают потенциально интересующую его услугу или товар, и ритейлером как посредником между ними, - объясняет CEO Fozzy Media Group.

По данным Insider Intelligence, в 2023 году расходы на розничную медиарекламу американских компаний выросли на 20% и достигли 45 млрд долларов, а к 2027-му эта цифра достигнет рекордных 106 млрд долларов.

и этому способствует изменение политики конфиденциальности Google, так называемый «крах cookie», из-за которого брендам пришлось искать новые пути привлечения клиентов и обратиться к 1st party data.

Восприятие потребителем

Согласно опросу McKinsey, три из четырех респондентов подтвердили, что получение персонализированных предложений повышает шансы на повторную покупку продукта. То есть покупатели хотят выбирать из потенциально интересных товаров, а не из полного или случайного перечня.

В то же время производители уже не хотят охватить как можно более широкую аудиторию, а только людей, которые с большей вероятностью купят их товар.

Ритейл-медиа решают именно эту задачу: показывают конкретному человеку нужный товар в нужное время.  Потребителям диетических добавок — рекламу нового спортклуба, а постоянному покупателю черной икры — линейку премиального шампанского. Безусловно, даже в такой модели нельзя исключить ситуации, когда реклама свиных сосисок найдет вегана, а кормящей матери предложат крепкий алкоголь. Однако среднее количество "холостых выстрелов" в ритейл-медиа намного меньше, чем в традиционных каналах, - говорит эксперт.

Теперь торговые сети занимают уже второе место в мире среди всех отраслей по объему затрат на технологию AI. Это позволяет предоставлять производителям не только доступ к уникальной аудитории с подтвержденной платежеспособностью и историей прошлых расходов, но и делать прогноз будущих покупок. 

Высокая конверсия достигается благодаря гибкому формату продвижения: от баннерной рекламы на платформе, приоритетной выдаче в поиске и прямых трансляций до адресных имейл-рассылок магазина.

Ритейл-медиа в Украине.

Украинский рынок также отражает глобальную тенденцию в отрасли, особенно успех отечественного AdTech, частью которого является ритейл-медиа, красноречивый на фоне полномасштабного вторжения россии. 

По данным Membrana Media, за первый год полномасштабной войны украинские новостные онлайн-СМИ заработали с помощью AdTech-рекламы дополнительные 1,5 млн долларов.

Всеукраинская рекламная коалиция ожидает, что в 2024 году объем рекламы увеличится на 28% до 27,6 млрд. грн. Общемировой тренд — перенаправление части бюджетов по трейд-маркетингу и традиционным медиа (наружная реклама и ТВ) в ритейл-медиа. То есть компании чаще всего не выделяют на ритейл-медиа отдельного финансирования, а перенаправляют и трансформируют бюджеты, - говорит Елена Шабашкевич.

Читайте также: Торговая недвижимость Украины развивается в условиях жесткой экономии – мнение

Пока на ритейл-медиа приходится 10-15% от общего объема затрат на СМИ. Потенциал роста – до 30%, резюмирует эксперт.