Интересное за неделю (31 марта). Убытки ритейла, планы LPP, устойчивость торговой недвижимости и другое

Украинский Совет Торговых Центров собрал самые интересные новости ТРЦ, коммерческой недвижимости, девелопмента и ритейла за неделю, с 25 по 31 марта.

Збитки українських ритейлерів через війну

По данным ежегодного опроса ритейлеров Украины, который провел Украинский Совет Торговых Центров, сумма прямых убытков в сфере розничной торговли в 2022-2023 гг. из-за военных действий на территории Украины составляет 2 426 млн долларов США.

Несмотря на войну розничные операторы не останавливают развитие своих сетей. Если в 2022 году из-за оккупации и разрушения количество розничных торговых точек снизилось на 18%, то в 2023 году произошел рост на 12%.

На такой же уровень прироста торговых точек ритейлеры рассчитывают и в течение 2024 года.

Развиваться сети намерены как в формате ТЦ, так и в формате стрит-ритейла. Некоторые акцентируют внимание именно на развитии интернет-продаж. Доля товарооборота через онлайн-продажи за год выросла с 14% до 15%, отмечает аналитический отдел УСТЦ.

Исследование рынка торговой недвижимости CBRE

Рынок торговой недвижимости Киева продемонстрировал устойчивость к текущим вызовам. Потребительский спрос улучшился, рост индекса потребительских цен замедлился, а реальный ВВП укрепился на 5%-5,5% в отличие от резкого падения в предыдущем году.

По данным компании, последние два года ритейлеры фокусировались на уменьшении расходов и оптимизации своих сетей.

Несмотря на осторожность в открытии новых магазинов в 2023 году, крупнейшие игроки воспользовались выгодными условиями аренды и наличием свободных площадей в наиболее популярных локациях.

Наиболее активными арендаторами на столичном рынке в прошлом году были сегменты:

  • FMCG;
  • бытовой электроники;
  • и товаров для красоты и здоровья.

Еще одним заметным ритейлером стала компания "Аврора", лидер в сегменте дискаунтеров товаров для дома, которая открыла 77 магазинов в Киеве в течение 2023 года. А полный текст исследования читайте в материале.

Индекс потребительских настроений украинцев упал

В феврале 2024 года индекс потребительских настроений (ИПН) снизился на 6,2 пункта - до 70,2 пунктов (по шкале от нуля до 200).

Этот уровень является самым низким от начала полномасштабного вторжения, свидетельствуют данные ежемесячного исследования Info Sapiens.

С начала войны индекс опускался почти так же низко только в июне 2022 года - до 72,2 п, однако все равно был выше.

Самый высокий показатель был зафиксирован в марте 2022 и весной 2023 года.

В феврале этого года снизились все составляющие индикатора, кроме индекса текущего личного материального положения, который вырос на 0,9 п до 50,8 п.

Польская группа LPP планирует удвоить количество магазинов

Польская группа LPP, которой принадлежат бренды Reserved, Sinsay и другие, планирует за следующие три года вдвое увеличить количество своих магазинов, сделав ставку на бюджетный бренд Sinsay и общий рост объемов продаж компании.

Компания хочет достичь 4755 магазинов до конца 2026 года, из которых 3248 - магазины Sinsay.

Отмечается, что за прошлый год финансовый доход группы вырос на 9,3% и достиг 17,41 млрд злотых (4,38 млрд долларов США).

При этом чистая прибыль подскочила на 85,5% до 1,61 млрд злотых, что соответствует предыдущим оценкам. Подробнее о планах ритейлера, читайте в нашем материале.

Как изменились потребительские привычки на третьем году полномасштабной войны

На третьем году полномасштабной войны украинцы начали больше экономить, становятся более придирчивыми к брендам и все чаще выбирают отечественные товары.

Об этом свидетельствуют результаты большого исследования потребительских трендов от Gradus Research. Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное из опроса.

Видим еще большую рационализацию потребления и рост приверженности к украинскому производителю. Это закономерные явления, ведь им предшествовало осознание гражданами долгого марафона войны, соответственно, растет бережливость. Но на первом месте не фактор цены, а желание поддержать украинское, - рассказывает социолог, основательница и директор исследовательской компании Gradus Research Евгения Близнюк.

Читайте также: Архитектор Роксолана Медведь: технологические инновации, которые определяют будущее торговых центров

Отношение украинцев к брендам остается довольно придирчивым. 62% респондентов обращают особое внимание на бренд при совершении покупок, тогда как в декабре 2022 года таких было чуть больше половины (54%).

В топе потребления остаются еда и лекарства, также это категории, на которых меньше всего экономят. Также меньше всего страдают от уменьшения бюджетов расходы на образование и транспорт/топливо.