Экономия и поддержка украинского. Как изменились потребительские привычки на третьем году полномасштабной войны

На третьем году полномасштабной войны украинцы начали больше экономить, становятся более придирчивыми к брендам и все чаще выбирают отечественные товары. 

Об этом свидетельствуют результаты большого исследования потребительских трендов от Gradus Research. Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное из опроса.

Бренды

Отношение украинцев к брендам остается довольно придирчивым. 62% респондентов обращают особое внимание на бренд при совершении покупок, тогда как в декабре 2022 года таких было чуть больше половины (54%).

Также 54% опрошенных сказали, что предпочитают знакомые бренды, в то же время на рынке существует выраженный запрос на пробы новых брендов, ведь 37% опрошенных готовы экспериментировать.

trends 1.width 800 | 1

И ключевой фактор, побуждающий дать шанс новым брендам - желание поддержать украинское (57%). На втором месте - фактор экономии средств, об этом сказали 45% украинцев. 

Это все конвертируется в растущую приверженность к украинским брендам перед иностранными. Если в декабре 2022 года тренд только набирал обороты, и о покупке товаров/услуг украинских производителей заявляли 69% опрошенных, то сейчас доля таких выросла до 74%, - отмечают в Gradus Research.

trends 2.width 800 | 2

Рационализация спроса

На третьем году большой войны украинцы стараются как можно больше экономить, так, две трети респондентов (65%) предпочитают более дешевые бренды.

32% сказали, что им пришлось отказаться от покупки любимых брендов.

В топе потребления остаются еда и лекарства, также это категории, на которых меньше всего экономят. Также меньше всего страдают от уменьшения бюджетов расходы на образование и транспорт/топливо.

Зато потребители сокращают расходы на товары не первой необходимости, также большинство опрошенных продолжают заранее планировать свои покупки (73%), а не принимать спонтанные решения.

Читайте также: Индекс потребительских настроений украинцев упал до самого низкого уровня с начала полномасштабной войны

Видим еще большую рационализацию потребления и рост приверженности к украинскому производителю. Это закономерные явления, ведь им предшествовало осознание гражданами долгого марафона войны, соответственно, растет бережливость. Но на первом месте не фактор цены, а желание поддержать украинское, - рассказывает социолог, основательница и директор исследовательской компании Gradus Research Евгения Близнюк.

trends 3.width 800 | 3