Ритейлеры сфокусируются на лучших ТРЦ. Исследование рынка торговой недвижимости CBRE

Рынок торговой недвижимости Киева продемонстрировал устойчивость к текущим вызовам. Потребительский спрос улучшился, рост индекса потребительских цен замедлился, а реальный ВВП укрепился на 5%-5,5% в отличие от резкого падения в предыдущем году.

Об этом говорится в последнем исследовании CBRE.

По данным компании, последние два года ритейлеры фокусировались на уменьшении расходов и оптимизации своих сетей.

Несмотря на осторожность в открытии новых магазинов в 2023 году, крупнейшие игроки воспользовались выгодными условиями аренды и наличием свободных площадей в наиболее популярных локациях.

Наиболее активными арендаторами на столичном рынке в прошлом году были сегменты:

  • FMCG;
  • бытовой электроники;
  • и товаров для красоты и здоровья.

Еще одним заметным ритейлером стала компания "Аврора", лидер в сегменте дискаунтеров товаров для дома, которая открыла 77 магазинов в Киеве в течение 2023 года.

Стоит отметить, что доля украинских брендов в составе арендаторов профессиональных ТРЦ растет благодаря повышенной лояльности со стороны локальных потребителей, чему поспособствовало временное закрытие международных fashion-ритейлеров, - отмечают аналитики.

Так, в столичном ТРЦ Blockbuster Mall открылись магазины трех украинских брендов среднего ценового сегмента - MustHave, Arber и Всі.Свої, а также магазин белья brabrabra.

Украинский бренд среднего ценового сегмента DiaDia дебютировал со своим первым магазином в центральной точке стрит-ритейла в Киеве.

Новые бренды и состояние ТРЦ

В прошлом году количество новых игроков, вышедших на рынок, было ограниченным. Среди основных:

  • EA7 (итальянский бренд товаров премиум класса);
  • KitchenAid (американский бренд бытовой электроники);
  • HalfPrice (польский бренд одежды среднего ценового сегмента) в ТРЦ;
  • DKNY (американский бренд одежды премиум класса) в ТРЦ Ocean Plaza.

Также в течение 2023 года шведский ритейлер H&M постепенно возобновил работу своих магазинов в Киеве и Львове. Это может стать прецедентом для других временно закрытых брендов.

В 2023 году на рынок Киева не вышло ни одного нового торгового центра. Отсутствие девелопмента напрямую связано с повышенными рисками безопасности, ростом стоимости строительства и продлением девелоперами сроков реализации проектов. Таким образом, общий объем конкурентного предложения торговых центров остался почти неизменным на уровне 1,59 млн кв.м (0% г/г), - отмечают в CBRE.

Заявленные объемы строительства остаются высокими несмотря на состояние строительных работ, которые остановились практически везде.

Вполне вероятны дальнейшие задержки с вводом в эксплуатацию существующих проектов, учитывая нынешние экономические условия, дефицит долгового финансирования и ограниченную экспансию международных ритейлеров.

Средний уровень вакантности в столичных объектах продемонстрировал тенденцию к снижению, составив 15% (-2 п.п.) на конец года.

Это было обусловлено прежде всего восстановлением спроса в крупных региональных ТРЦ, таких как Blockbuster Mall и Respublika Park. 

В то же время, меньшие торговые центры районного формата, которые сохраняли стабильные показатели после Covid19, поддерживают низкий уровень вакантности и демонстрируют свою устойчивость также во время войны. Арендные ставки в торговых центрах укрепились, главным образом из-за уменьшения арендных скидок и снижения гибкости арендодателей. Владельцы все чаще возвращаются к фиксированным арендным ставкам, а ставки, основанные только на проценте от товарооборота, встречаются все реже, - говорится в материале.

Прогноз на 2024 год

В этом году в CBRE ожидают умеренного восстановления спроса со стороны ритейлеров благодаря позитивным потребительским настроениям и прогнозируемому росту номинальной заработной платы.

Операторы, скорее всего, сосредоточатся на более успешных ТРЦ, что приведет к дальнейшему сокращению вакантных площадей в лучших объектах.

Читайте также: Индекс самочувствия ритейла (RWBI) в феврале начал восстанавливаться после январского понижения

Из-за неопределенности относительно продолжительности войны, ранее анонсированные масштабные проекты в Киеве вряд ли будут реализованы в ближайшем будущем. В ответ на вызовы военного времени и учитывая хорошую обеспеченность торговыми площадями в крупных городах Украины, ожидается, что малые и средние форматы в безопасных региональных центрах предложат более выгодные возможности для девелопмента и будут более эффективными с точки зрения заполняемости, - резюмируют эксперты.