Как война изменила отношение к украинским товарам в мире - мнение

Еще в начале "нулевых" среди украинских предпринимателей бытовала фраза "Хочешь завалить сделку - напиши "Сделано в Украине".

В тогдашних реалиях Made in Ukraine было синонимом низкого качества, и большинство предпринимателей пытались избегать этой маркировки или указывать происхождение товаров мелким шрифтом, рассказывает основатель компании PetTechnologies Александр Суворов в колонке "Экономической Правде".

Возможно, это касается далеко не всех категорий товаров. Но, к примеру, моя компания PET Technologies производит сложное оборудование для изготовления ПЭТ-бутылок. Каким бы качественным оно ни было, 15-20 лет назад Украина не позиционировалась на мировом рынке, как производитель высококачественного продукта в области машиностроения, - говорит Суворов.

Когда в 2009-м его компания планировала выход на европейский рынок, бизнесмен намеренно зарегистрировал компанию в Австрии, чтобы иметь европейскую прописку и иметь право писать "Спроектировано в Европе".

По словам Александра Суворова, на тот момент это был вопрос выживания. Пришлось придумать привлекательную легенду о том, что австрийская компания нашла в Украине лидера по выпуску машин, разместила там свое производство и все происходит под контролем австрийских инженеров.

Со временем, по мере экспансии украинских компаний на мировой рынок и знакомства потребителя с этими товарами, отношение к нашим брендам менялось и становилось более справедливым. Впрочем, по мнению эксперта, настоящая революция произошла за первый год полномасштабной войны и ключевую роль в этих изменениях сыграло не качество, а восприятие и мода.

Изменение отношения к "Made in Ukraine"

Основатель PetTechnologies объясняет, что в глазах зарубежных клиентов украинские компании, которые продолжают работу в условиях полномасштабной войны под обстрелами - надежные партнеры и настоящие смельчаки.

Made in Ukraine стало модным в мире и предметом гордости для производителей. Поэтому теперь производитель старается всячески подчеркивать украинское происхождение своей продукции.

Суворов рассказал, что компания его товарища Юрия Синицы COLLAR Company, более двадцати лет производящая товары для домашних питомцев, несколько лет подряд пыталась наладить сотрудничество с крупнейшей в Европе сетью зоомагазинов Fressnapf.

Для производителя из любого уголка мира зайти в эту сеть - все равно, что сорвать джекпот, однако все попытки были тщетными.

Такое отношение было не только со стороны Fressnapf, по словам Юрия, до войны его компания участвовала в восьми американских выставках, во время которых часто потенциальные партнеры вполне серьезно спрашивали, где находится Украина и не часть ли это россии.

В 2022-м, через несколько месяцев после вторжения Юрий выступал на профильной конференции в Италии. После выступления к нему подошел топ-менеджер Fressnapf со словами: "Видимо, пора нам с вами начать сотрудничество". Вся экспортная продукция COLLAR маркирована Made in Brave Ukraine. По словам Юрия, трудно посчитать, как это сработало в деньгах, однако точно повлияло на настроение в компании и значительно повысило мотивацию персонала, - рассказывает Суворов.

Похожую историю рассказала предпринимателю владелица известного швейцарского бренда косметики Наталья. Продукция бренда продается в более чем 50 странах мира, самый большой рынок - американский.

Производственные мощности компании расположены в Швейцарии, а лаборатория - в Германии, поэтому указать украинское происхождение косметики невозможно. Однако предпринимательница пошла другим путем и подчеркивает, что фаундером компании является украинка, хотя раньше старалась лишний раз не афишировать свое происхождение, прислушиваясь к советам маркетинговых и рекламных агентств.

Предвзятое отношение к услугам

Впрочем, существует и альтернативный взгляд, говорит бизнесмен. Например, его знакомый предприниматель, управляющий компанией, которая продает учебные курсы во многих странах мира, уверен: если с товарами маркировка Made in Ukraine может быть выгодной, то на рынке услуг она малоэффективна и даже вредна.

Европейский, а особенно западноевропейский потребитель не хочет покупать услуги у украинцев. В Польше мы сначала нанимали на позицию менеджеров по продажам украинцев, которые давно живут в этой стране и хорошо владеют языком. Но только поляки слышат акцент, отказываются покупать. Просят, чтобы им звонил поляк, тогда подумают, - говорит предприниматель.

Читайте также: Потери 100 млн грн еженедельно: как блокада польской границы может повлиять на украинских ритейлеров

Несмотря на это, Суворов уверен, что мода на Made in Brave Ukraine все активнее будет набирать обороты, ведь мир начинает осознавать качество украинской продукции и талантливость ее производителей.