Искусственный интеллект в бизнесе. Как украинские ритейлеры используют нейросети уже сегодня

Эпоха активного развития искусственного интеллекта открывает для ритейла новые бизнес-возможности. 

С помощью нейросетей предприниматели могут наладить и оптимизировать бизнес-процессы, а также внедрить новые решения. О том, как украинские ритейлеры уже используют искусственный интеллект в работе, у игроков рынка спросило издание Delo.ua.

Украинский Совет Торговых Центров предлагает главное из материала.

Как украинские ритейлеры используют ИИ

В сети “Фокстрот” рассказали, что тестировали возможности GPT 3,5 для клиентского чата, создания контента и внутреннего использования.

Однако для полноценного внедрения эта версия ИИ имела немало ограничений, поэтому уже в августе 2023 года ритейлер получил доступ к GPT 4, сосредоточившись на изучении технологий для применения в ритейле.

Сейчас в компании уже сформировалось понимание того, что в ближайшее время она хочет использовать технологии с искусственным интеллектом по следующим направлениям: 

  • оптимизация внутренних процессов через чат-боты;
  • виртуальный помощник;
  • трансформация взаимодействия с клиентами;
  • контент-маркетинг. 

На сегодняшний день "Фокстрот" уже удалось протестировать 24 сервиса, однако пока ни один из них не закрыл на 100% потребности сети. 

Впрочем, есть определенные положительные сдвиги, в частности сеть начала использовать GPT в генерации разнообразного текстового контента, описания продуктов.

В будущем компания планирует полностью автоматизировать этот процесс и запустить платформу обслуживания клиентов и автоматизации процессов.

Пока детали раскрывать не будем, но отметим, что это омниканальный конструктор с использованием ИИ, который направлен на трансформацию взаимодействия с нашими клиентами, - говорит менеджер по бизнес-технологиям "Фокстрот" Евгения Кучмар.

Сеть супермаркетов NOVUS начала осваивать искусственный интеллект в прошлом году. Сначала нейросети использовали для создания нейминга и слоганов, которые чат GPT довольно неплохо выполнял.

Сейчас экспертиза использования ИИ вышла на более прогрессивный уровень, в компании экспериментируют в создании изображений. Например, "в партнерстве" с чатом GPT было придумано название сети дискаунтеров "Хапайка", которые сейчас пилотирует NOVUS.

Кроме того, в NOVUS начали проект по внедрению системы ценообразования на мощностях искусственного интеллекта.

Кроме этого, стремимся разработать системы рекомендаций персональных предложений. Верим, что использование искусственного интеллекта позволит улучшить персонализацию, - говорит директор по продажам NOVUS Дмитрий Москвичов.

Техноритейлер АЛЛО тоже начал привлекать нейросети к работе, сейчас сеть работает над расширением возможностей и функций мобильного приложения и созданием SuperApp, поэтому ИИ стал одной из особенностей очередного обновления приложения в 2023-м.

Благодаря этому пользователи приложения без дополнительной регистрации могли спросить чат-бот о технических новинках, инновациях и преимуществах моделей.

В то же время АЛЛО анализирует и внедряет возможности ИИ для выполнения определенных рутинных задач, в частности категоризации и систематизации обращений клиентов.

Директор по цифровым технологиям АЛЛО Максим Веденеев считает, что ИИ будет полезным и для улучшения персональных предложений и алгоритмов поиска товаров на сайте и в приложении.

Отмечу, что в продуктах и сервисах, которыми пользуется АЛЛО, также внедряют инструменты ИИ, что значительно расширяет сферу применения ИИ и возможности команды АЛЛО. Так, ИИ уже используется в CRM для анализа клиентской базы, - говорит Веденеев.

Также департамент маркетинга компании в 2023 году начал тестировать сервисы искусственного интеллекта для генерации промоимиджей к акциям, постам в соцсетях и создания рекламных промо к сезонным кампаниям.

Работа с ИИ-сервисами экономит время и помогает создать специфические сюжеты, требуя оплаты небольшого тарифа за пользование сервисом. Однако за каждой работой ИИ скрыта идея и видение человека. После генерации изображения команда отдела креатива дорабатывает сгенерированные ИИ изображения: где-то дорисовывает, подправляет, - говорит директор по маркетингу АЛЛО Артур Матковский.

Команда VARUS тоже начала активно использовать ИИ в 2023 году, основным направлением является создание контента для сайта. Например легендарный ChatGPT используется для генерации текстовых описаний для товарных позиций.

Еще один способ использования возможностей ИИ - генерация изображений. Для этого используют сервис Midjourney.

С помощью Midjourney мы генерируем картинки для такой сложной категории, как свежее мясо, рыба или морепродукты. Эту продукцию действительно непросто сфотографировать "вкусно". В свою очередь, сервис ИИ позволяет создать презентабельные иллюстрации, оформленные в едином стиле. Он способен полностью заменить полноценную фотосессию, - говорит руководитель управления контентом сети VARUS Максим Горбаток.

Fozzy Group использует технологии ИИ уже почти четыре года. Компания даже имеет свой R&D-центр искусственного интеллекта и инноваций "Лаборатория Зи". Его задача - разрабатывать решения для торговых сетей, логистики и ресторанного бизнеса.

Для "Сильпо" "R&D Лаборатория Зи" подготовила систему анализа отзывов в соцсетях (message tagger) и умную экосистему по распознаванию продуктов в ресторанном бизнесе (Kissa AI).

COMFY начал использовать технологии ИИ еще в далеком 2013 году. Сеть привлекает к работе различные инструменты, модели и подходы.

Читайте также: Вернули товарообороты и посетителей. Как украинские ТРЦ прошли в 2023 и к чему готовиться в 2024-м

Например, благодаря модели прогнозирования оттока покупателей в компании вычислят вероятность следующих покупок в магазине. Эта модель используется также для построения длительной коммуникации с покупателем и оптимизации расходов компании.