Украинцы переходят на доставку продуктов. Главные тренды продуктового e-commerce 2024 года

CEO Zakaz.ua Андрей Курский рассказал, что многие украинцы, которые выехали за границу или в другие города, продолжают заказывать продукты онлайн для своих родителей уже оттуда.

Привлечение потребителей старшего поколения к активному шопингу онлайн - одна из заметных черт развития рынка продуктового e-commerce, объясняет Курский.

По словам эксперта, первый существенный толчок онлайн-ритейл продуктов питания почувствовал во время пандемии коронавируса. Тогда количество заказов в Zakaz.ua выросло на 75%, а уже весной 2022 года новым бустером стали отключения света, затем - частые воздушные тревоги.

Люди начали активнее покупать продукты в интернете для оптимизации своего времени. А о других причинах украинцев заказывать еду дистанционно, изменениях рынка и его перспективах, Андрей Курский рассказал в комментарии The Page. Украинский Совет Торговых Центров предлагает главное в своем материале.

Рост продуктового e-commerce

Исследование Kantar Ukraine в октябре 2023-го свидетельствует о том, что 93% украинцев имеют опыт онлайн-покупок. Доля тех, кто предпочитает офлайн шопинг за два года снизилась с 57% в 2021 году до 38,5% в 2023-м.

При этом значительно возросло количество пользователей, которые заказывают онлайн продукты питания еженедельно: с 6% в 2021 году до 19,4% в 2023-м.

Например, количество чеков заказов онлайн в сети VARUS выросло более чем в 4 раза за последний год.

Люди начали более рационально подходить к закупкам. Ищут больше акционных предложений, товаров социальной группы, покупают больше бакалеи. Спрос на дорогие вкусности, премиальные алкогольные напитки сократился примерно на 9% по сравнению с 2021 годом, - рассказывает Андрей Курский.

Также опрос Kantar Ukraine подтверждает рост интереса украинцев к специальным ценам, акциям и возможности получить скидку при использовании карт лояльности.

По мнению Курского, точка роста для его компании заключается именно в тесном сотрудничестве с ритейлом, так как розничные сети будут еще больше поощрять покупателей подобными предложениями.

Потребительские стратегии украинцев

По словам Business Intelligence Expert компании Kantar Ukraine Оксаны Марусич, 54% покупателей в Украине в онлайне и оффлайне прибегают к экономии и заказ продуктов в интернете часто осуществляется именно из этих соображений.

Среди топ факторов выбора продуктов в онлайне:

  • широкий ассортимент ("можно купить все") - 43%;
  • бесплатная доставка - 43%;
  • низкие цены - 42%;
  • быстрая доставка - 40%.

Самые популярные продукты

В Zakaz.ua отмечают, что средний вес корзины и среднее количество позиций в чеке остались на уровне 2021 года, однако средние чеки выросли на 25% по сравнению с 2022 годом.

Больше всего растут недорогие продукты из категорий повседневного потребления, но есть и другие тенденции. Так, среди украинских потребителей ощущается мировой спрос на здоровое питание. 

Аналитики Zakaz.ua в 2023 году заметили увеличение продаж кулинарии на 24% против 2022 года.

В топ-10 по количеству продаж в 2023 году вошли:

  • салат "Селедка под шубой";
  • оливье;
  • винегрет;
  • курица гриль;
  • курица гриль;
  • голубцы;
  • котлеты по-киевски;
  • пицца;
  • салат из вареной свеклы;
  • сосиски в тесте.

Набирают спрос и товары из категорий "Собственная пекарня" и "Собственная кондитерская".

Читайте также: Возвращение к масштабным проектам. Как JYSK, EVA и VARUS прошли 2023 год и что планируют в 2024-м

В VARUS отмечают, что средний чек на онлайн-заказ увеличивается пропорционально росту цен.