Автоматизация ритейла: как самокасы меняют правила игры и что ждет украинских потребителей в будущем

Автоматизация бизнес-процессов является устойчивым трендом уже несколько лет подряд, тенденция проникает во все сферы, в том числе и в ритейле.

Ярким и знакомым для украинцев примером являются кассы самообслуживания, которые внедрены в подавляющем большинстве крупных сетей супермаркетов.

А эффективны ли они для ритейла и какие решения станут следующими на этом пути. В этом разбиралось издания LIGA.net, Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное из материала.

Популярность касс самообслуживания

Популярность на так называемые самокасы продолжает расти среди потребителей, особенно во время войны. Вовлеченность в торговых сетях пока приблизительно на одном уровне.

В сети VARUS отмечают, что тенденция к росту популярности КСО среди клиентов особенно заметна за последний год. Доля чеков КСО показывает заметную положительную динамику с апреля 2023 года - 27,97%, а уже в августе цифра составила 32,04%.

Что касается касс самообслуживания, то их используют около 35% наших клиентов. Эта цифра зависит от формата: в гипермаркетах 33% клиентов выбирают такие кассы, а вот в магазинах у дома формата Pick up Point - каждый второй. Почему такая разница? Это зависит от величины покупки: в крупных магазинах она обычно больше, клиент берет тележку, с которой ему удобнее на кассе, - говорят в сети “Ашан”.

Популярность такого способа расчета во время войны ритейлер объясняет желанием покупателей оптимизировать время, проведенное в магазине, поскольку тревога может быть объявлена в любой момент, а во время тревоги сеть не работает.

В магазинах “Фора” кассы самообслуживания выбирают более трети покупателей, а в NOVUS этот показатель достиг уже около 50%. В “Сильпо” рассказали, что ежегодно через такие кассы осуществляется более 40 млн покупок.

Эффективность КСО

По мнению СЕО компании "CHM-сервис" Дмитрия Агапова, разрабатывающего и внедряющего POS-систему Chameleon, при наличии в необходимом количестве персонала для работы на классических кассах, КСО не увеличивают продажи.

Наконец, покупатели тратят на КСО больше времени, чем на классической кассе. Однако когда ритейлер имеет дефицит кассиров, увеличиваются очереди. Это приводит к раздражению покупателей и их оттоку, что влечет за собой падение продаж. Поэтому КСО это способ уменьшить зависимость от нехватки персонала.

Один из способов посчитать окупаемость инвестиций в КСО - это экономия на фонде оплаты труда. По нашим расчетам, срок окупаемости КСО, только от экономии на фонде оплаты труда, - до 18 месяцев. Это модель "Стандарт", которая принимает только оплату банковскими картами. Но следует отметить, что многие покупатели все же идут на классические кассы. При чем любого возраста. Считаю, что это связано с рядом причин. Например, стремление к живому общению после долгих периодов изоляции на карантине, последствия войны. Также важным фактором является банальная лень, которая присуща человеку. Потому что когда в корзине много покупок, человек просто не хочет самостоятельно сканировать такое количество товаров и идет на обычную кассу, - делится наблюдениями Агапов.

Альтернативой самокасам являются мобильные приложения Scan and Goс которыми можно сформировать чек прямо в торговом зале. Сервис уже работает в некоторых сетях страны: VARUS, Auchan, Фора и др.

Впрочем, пока украинские ритейлеры активно внедряют КСО, некоторые британские супермаркеты, наоборот, от них отказываются и возвращают кассиров.

Например, сеть Booths решила отказаться от КСО из-за жалоб на их медленную, ненадежную и обезличенную работу.

Автоматизация имеет и другие интересные формы, так, недавно в супермаркетах АТБ появились роботы-помощники Delivery Cobot, которые информируют покупателей об определенных товарах собственных торговых марок и акционных предложениях.

20240105133227 9366 | 1

Планы украинского ритейла

В Fozzy Group сосредоточатся на развитии существующих проектов, особенно в области E-Commerce. Компания планирует и дальше развивать свой сервис быстрой доставки LOKO.

По словам директора по трансформации сети "Фора" Оксаны Жебчук, сейчас работают и над другими решениями, обеспечивающими сокращение времени покупки и доступность товаров. Среди таких: электронные ценники, автоматизация внутренних операционных процессов и тому подобное.

Читайте также: Meest China запустив доставку з Японії в Україну – перелік маркетплейсів

В планах VARUS - расширить границы доставки из своего инновационного даркстора на всю столицу, а затем охватить и другие города Украины. У NOVUS на очереди системы Self-Scanning и электронные ценники, а "Ашан" работает над первым автономным магазином (без кассиров), адаптируя его под наши реалии.