Экономят на фруктах и ​​овощах: как изменилось покупательное поведение украинцев в 2023-м

В 2023 году по сравнению с довоенным 2021-м в Украине больше всего подорожали овощи и фрукты. Поэтому украинцы стали чаще отказываться от покупки товаров этой категории в супермаркетах.

Об этом рассказал совладелец и руководитель исследований компании Num8erz Денис Ромаш во время выступления на RAU Summit 2023 года.

Компания исследовала изменения цен и потребительское поведение украинцев на основе данных более 2,5 млн покупателей в программах лояльности 7 продуктовых ритейлеров страны (NOVUS, "Лоток", VARUS, "Наш Край", SPAR, "Домашний маркет", "Файно маркет") и сравнила их с аналогичным периодом 2021 года.

Спрос

Больше всего в корзинах украинцев выросло количество яиц, кулинарии, безалкогольных напитков, хлебобулочных изделий и мяса.

А вот падение наблюдалось в категориях фруктов, непродовольственных товаров, сухой бакалеи и рыбы.

ТОП-категорий с наибольшим спросом в 2023 году:

  • молочная продукция;
  • сухая бакалея;
  • хлебобулочные изделия;
  • напитки;
  • овощи и фрукты.

Эти товары являются стабильными лидерами в корзинах покупателей, хотя некоторые стали покупать меньше, они все равно лидируют по количеству купленных единиц.

В то же время больше всего потребители потратили на алкоголь, сладкую бакалею, овощи и фрукты, табачные изделия и молочную продукцию.

Продуктовые корзины имеют определенные региональные особенности в разных областях, так, на Западе в топе роста кулинария, безалкогольные напитки, мясная гастрономия, на Севере: кулинария, табак, сладкая бакалея, в столице: яйца, сладкая бакалея, напитки, а в Центре и на востоке: кулинария, безалкогольные напитки, гастрономия, мясо.

Цены

По словам Дениса Ромаша, относительно небольшое удорожание алкоголя объясняется высоким уровнем промоактивности супермаркетов. Так, в текущем году половина алкогольных напитков была продана по акции, в целом оживление промоактивности на алкоголь составляет +83%.

Наибольший рост цен зафиксирован в категориях:

  • овощи и фрукты;
  • слабоалкогольные напитки;
  • безалкогольные напитки;
  • табачные изделия;
  • непродовольственные товары. 

Меньше всего подорожали: алкогольные напитки, яйца, сладости и молочные продукты.

Читайте также: Районные ТЦ остаются самым устойчивым форматом торговой недвижимости в Украине - мнение

Региональный фактор тоже влияет на стоимость, наибольшее удорожание фиксируется в центральных областях (54%) и на Востоке (45%), а среднее значение по стране составляет +26%.

The Page