Блокада границы с Польшей: украинские ритейлеры спрогнозировали последствия для потребителей

Уже несколько недель подряд идет блокада польской границы перевозчиками и фермерами. Это значительно усложняет доставку в Украину импортной продукции из Европы и хотя приоритет ритейлеров на украинскую продукцию снизил риски для потребителя, риск роста цен на ряд товаров растет.

Об этом свидетельствует опроса ритейлеров, проведенный агентством "Интерфакс-Украина".

Так, в сети магазинов "Коло" приоритизировали украинские производства и продукцию, однако некоторые продукты, такие как какао, кофе, апельсины, соль - это преимущественно импорт.

На сегодняшний день оценка наших рисков составляет 25-30 млн грн в месяц, в частности в категориях кондитерских изделий, алкоголя, сыров, цитрусовых, - сообщила генеральный директор сети Марина Сергиенко.

По словам Сергиенко, сеть формирует небольшие запасы на складах перед рождественско-новогодним периодом, а блокирование границы с Польшей негативно влияет на бизнес-процессы.

Это может привести к дефициту некоторых товаров на полках. Важно понимать, что это может затронуть и продукцию украинского производства из-за отсутствия составляющих их изготовления или упаковочных материалов, - добавила гендиректор.

В прес-службе компании “АТБ” отмечают, что кроме польских товаров через заблокированные пункты ввозят продукцию из Балтийских стран, Германии, Голландии, Бельгии и их доля в магазинах сети достаточно весома.

В частности, высока доля польских производителей в ассортименте категорий:

  • молочной продукции;
  • замороженных овощей и фруктов;
  • макаронных изделий;
  • напитков и алкогольной продукции;
  • моющих и косметических средств.

Другие пути

В прес-службе “Епицентру” рассказали, что работают через польские порты, в частности Гданьск и Гдыню, а блокировка сухопутной границы негативно повлияла на количество ввозимых товаров, однако доля собственного импорта в гипермаркетах сети невысока.

Команда много лет подряд работает над уменьшением импортозависимости: переключились на украинских производителей, предпочитаем национальных поставщиков и развиваем собственное производство. Все эти меры нивелируют проблемы с польской границей, - отметили в "Эпицентр".

Однако в "Коло" подчеркивают, что использование других пунктов пропуска проблему не решает. На открытых пунктах пропуска наблюдается значительное накопление машин, что приводит к дополнительным затратам и замедлению прохождения границы. Так, пересечение украино-румынской границы может увеличить срок доставки на два-три дня и стоимость этой доставки вырастет на 600-1000 евро за один рейс.

В таких условиях, даже если перевозка товаров через другие границы станет возможной, проблемы с температурным режимом при транспортировке могут остаться критическими для продуктов питания, что может привести к дальнейшим потерям и ухудшению ситуации на рынке, - добавила Марина Сергиенко.

Влияние на цены

Заместитель гендиректора сети "ЭКО маркет" по логистике Наталья Красникова сообщила, что на складах некоторых дистрибьюторов фиксируется уменьшение остатков.

В сети наблюдают нежелание перевозчиков вообще брать новые заказы во время забастовок, так как из-за невыполнения обязательства к ним могут применяться штрафные санкции со стороны покупателей.

В краткосрочной перспективе, по мнению Красниковой, сильное влияние этих факторов на конечные цены маловероятно, однако если блокада затянется, цены поползут вверх и прежде всего - на импортные товары.

Читайте также: Руслан Шостак, Eva и Varus: ритейл может удвоить показатели за следующие пять лет

Стоимость отечественных товаров должна измениться минимально (за исключением тех товаров, где преобладает доля импортных составляющих). Все это может привести к перераспределению рынка в пользу украинских компаний, чьи производственные мощности расположены в Украине, составляющие продуктов также производят здесь, а сами предприятия имеют достаточный уровень производства, чтобы закрыть ранее занимавшие импорт ниши, - говорит Красникова.