Солнечные электростанции на крышах магазинов: опыт украинских ритейлеров

Большие украинские ритейлеры Novus, "Эпицентр" и "Сильпо" уже установили на своих объектах тысячи солнечных панелей. Сейчас СЭС интересуется и крупнейшей в стране продуктовой сети АТБ.

О том, сколько это поможет сэкономить и какие уже есть результаты, ритейлеры рассказали в материале Forbes. Украинский Совет Торговых Центров выбрал главное из статьи.

Результаты Novus, "Эпицентр" и "Сильпо"

Novus инвестировал в 200 кВт солнечных станций около 4,9 млн грн. Ритейлер хотел проверить, на какую мощность рассчитана солнечная генерация.

По словам директора департамента разработки и контроля внутренних стандартов Novus Павла Будюкова, в ходе тестового периода выяснилось, что срок финансовой окупаемости проекта составляет 3,5 года.

Мы на пике работы СЭС перекрываем 95% своего летнего потребления, – делится он результатами работы СЭС.

Подобный срок окупаемости назвали и в "Эпицентре", сеть гипермаркетов установила 10 тысяч солнечных панелей на крышах пяти своих ТЦ в Киеве и Виннице. Общая мощность – почти 6000 кВт.

Для установки солнечных панелей мы провели экспертизу и поменяли старую кровлю на новую, так как нагрузка панелей составляет 60–70 кг на кв. м крыши, – рассказал операционный директор "Эпицентра" Максим Шеремет. 

Шеремет добавляет, что в общей сложности компания имеет примерно 1 млн кв. м площадей кровли, на которых можно установить панели. Работа солнечных станций позволит удовлетворить около 30% потребностей сети, а выбросы в атмосферу СО2 будут до 2 млн т меньше в год, отмечает директор направления "Электротехника" "Эпицентра" Ангелина Бурлакова. 

Сеть "Сильпо" также начала осваивать альтернативные источники энергетики, сейчас компания имеет один "зеленый" супермаркет, на крыше которого с ноября 2020 установлено 664 панели.

Каждая из них генерирует до 0,4 кВтч электроэнергии. С момента запуска СЭС супермаркет потребил почти 406 000 кВт⋅ч, произведенных этой электростанцией.

В "Эпицентр" и "Сильпо" суммы инвестиций в СЭС не называют. Однако основатель компании Solar Garden, которая продает СЭС частному бизнесу, Сергей Проненко подсчитывает, что 1 кВт установленной мощности сейчас стоит 500 долларов, соответственно, приблизительные инвестиции "Эпицентра" в установку СЭС – до 2 млн долларов.

c2cff21b27a8df697420b02445aa4f9f | 1

Что интересует ритейлеров в солнечной энергии?

Блекауты и рост цен на электроэнергию стимулировали рост спроса бизнеса на СЭС. Июльское повышение цен для бизнеса повлияло на производителей и ритейлеров.

В сети магазинов "Коло" коммунальные платежи уже составляют третью по величине статью расходов после заработных выплат и арендной платы, заявила генеральный директор сети Марина Сергиенко. 

С начала 2023 года примерно на 40 млн грн ежемесячно мы чувствуем рост стоимости электроэнергии, – говорят в пресс-службе АТБ. 

В настоящее время крупнейший украинский ритейлер рассматривает возможность установки солнечных электростанций.

По мнению директора департамента разработки и контроля внутренних стандартов Novus Павла Будюкова, стоимость электроэнергии в Украине в перспективе 3-5 лет будет равна стоимости электроэнергии в Европе. Однако о поголовном тренде на СЭС среди ритейлеров он не спешит заявлять.

Читайте также: На крыше ровенского ТРЦ "Злата Плаза" заработала солнечная электростанция

О тренде, как правило, сообщают поставщики солнечных панелей, поскольку им выгодно их продать, – объяснил он. 

*Справка. Первым из украинских торговых центров солнечные панели установил херсонский ТРЦ Fabrika. СЭС на крыше объекта появилась в апреле 2019 года на площади 80 тыс.кв.м. разместилось почти 7000 панелей. 

Forbes