Ускорение развития и пересмотр пула арендаторов: главные тренды торговой недвижимости в 2023 году

Украинские ритейлеры и девелоперы называют первую половину 2023 года сложной, но производительной. Рынок постепенно восстанавливается, заново формирует тренды, демонстрирует несокрушимость и закаленность, об этом в материале Commercial Property рассказали эксперты отрасли.

Украинский Совет Торговых Центров выделил основное о трендах торговой недвижимости и прогнозе отрасли до конца года.

Основные тренды первой половины 2023-го

В UTG передусім звернули увагу на те, що магазини майже всіх іноземних брендів відновили роботу в Україні, винятком є торгові точки ритейлерів Inditex, H&M, IKEA.

Многие операторы, как отметила Анна Корягина, CEO компании "Nhood Украина", сосредоточились на работающих магазинах и закрыли неприбыльные локации. Также ритейлеры переоценили свои потребности, отказались от лишних площадей, но есть и те, кто значительно ускорил развитие.

В столичном ТРЦ DREAM первое полугодие 2023 года характеризуют как сложный, но в то же время успешный период, прежде всего благодаря:

  • подписанию новых соглашений;
  • ведению переговоров по возобновлению работы сетей европейских компаний;
  • снижению вакантности.

Произошла корректировка пула арендаторов, акцент сделали на быстро восстановившиеся бренды и те, что продолжают активно развиваться.

В "Nhood Украина" также работали над привлечением новых операторов, важным событием там считают открытие детского развлекательного центра Fly Kids площадью примерно 3000 м2 в ТРЦ Rive Gauche.

"Nhood Украина", в частности, занимается управлением и брокериджем, в настоящее время в ее портфеле 11 ТЦ/ТРЦ и других объектов в разных городах страны, шесть из которых – в столице.

Если говорить о проектах в управлении, то мы можем фиксировать некоторые положительные тенденции. К примеру, мы стараемся постепенно пересматривать коммерческие условия, но делаем это исключительно после детальной аналитики финансового состояния арендаторов, - говорит Корягина.

Так что постепенное уменьшение дисконтов на оплату аренды является еще одним общим трендом на рынке.

В девелоперской компании Arricano первое полугодие условно разделили на два периода: январь-февраль и март-июнь. В первом покупательские настроения посетителей были снижены, а продажи арендаторов возобновлялись медленно.

Однако в марте ситуация улучшилась. Продажи ритейлеров начали расти, спрос на площади увеличился и, соответственно, арендные ставки стабилизировались. По итогам первого полугодия результаты превысили наши ожидания, - говорит СЕО компании Arricano Анна Чуботина.

В БФК Gulliver среди трендов первого полугодия выделили активизацию проведения офлайн-мероприятий. Например, в ТРЦ Gulliver за это время организовывали многочисленные фан-встречи с артистами, лекции на различные тематики, выставки, детские развлекательные и развивающие ивенты.

По словам генерального директора БФК Gulliver Ирины Круппы, особенно успешным стал проект музея науки, организованный совместно с Малой академией наук. За три месяца функционирования пространство посетили более 16 тыс. человек.

Несмотря на постоянные вызовы, в том числе регулярные обстрелы и утомительные ночные тревоги, украинский бизнес продолжает работать, адаптировать внутренние процессы и инвестировать в развитие, – добавила Ирина Круппа.

Прогнозы на будущее

"Nhood Украина" как представитель международного бизнеса должен готовить пятилетние прогнозы работы, но в украинских реалиях это становится особым вызовом. В настоящее время компания прорабатывает несколько вариантов развития событий, в том числе и негативный.

Тяжелая зима в прошлом году закалила сферу торговли и научила украинский ритейл работать в сверхсложных условиях, так что возможные аналогичные трудности в этом сезоне уже не так пугают.

Мы готовы к новым вызовам, потому что команда проявила себя максимально эффективно и готова работать в экстремальных условиях. Украинский бизнес – закаленный, быстро подстраиваемый под реалии. Повторным блекаутом нас уже не запугать, – добавила Ирина Круппа.

Arricano продолжает реализовать и новый проект – ТРК "Лукьяновка" в Киеве. Завершение работ ожидается до конца 2023 года, в частности, по устройству инженерных сетей, реставрации здания памятника архитектуры на территории ТРК и его интеграции в общую концепцию проекта. Что касается активного строительства на площадке, то его готовы возобновить "сразу после победы".

Українська Рада Торгових Центрів базовим сценарієм розвитку ринку торговельної нерухомості до кінця 2023 року вважає поступове зростання. Суттєво пожвавити ринок і дати сигнал про вигідність роботу на ринку України може повернення таких "грандів", як Inditex та H&M.

Читайте также: Генераторы, СЭС и топливо: как украинские ТРЦ готовятся к зиме и каких проблем ожидают

Корягина резюмирует, что даже сейчас Украина не исчезает из планов развития долгожданных ритейлеров, это только вопрос безопасности и времени.

Commercial Property