Як українські ТРЦ пережили енергокризу та перетворились на “Пункти незламності”. Розповіді девелоперів

Зиму 2022-2023 неоднократно называли самой сложной в истории независимой Украины. Сотни граждан столкнулись с блекаутами из-за вражеских ракетных обстрелов, которые не позволяли нормально работать и заниматься бытовыми делами - от стирки до приготовления пищи.

Вместе с людьми страдал и бизнес, в том числе торговые центры и ритейл-сети. Но отечественный бизнес, как и сами украинцы, оказался чрезвычайно устойчивым и смог приспособиться даже к такому мощному энергокризису. Как это удалось ТРЦ и супермаркетам, рассказываем в нашем эксклюзивном материале.

Критически важные объекты

Доступ к объектам торговли чрезвычайно важен для граждан, поскольку это возможность покупать вещи первой необходимости.

По словам генерального директора девелоперской компании Arricano Анны Чуботиной (ТРК "Проспект" (Киев), ТРК "City Mall" (Запорожье), ТРК "Солнечная Галерея" (Кривой Рог), ТРЦ "РайON" (Киев), первоочередной задачей было как можно скорее обеспечить энергонезависимость ТРЦ).

От бесперебойности работы торговых центров зависело, смогут ли жители городов удовлетворить свои критические потребности и будут ли сохранены тысячи рабочих мест. Понимая эту ответственность, мы приложили максимум усилий, чтобы найти лучшее решение со сроками поставки самих генераторов и комплектующих и успели подготовить наши ТРЦ к периоду новогодних продаж, - отмечает Анна Чуботина.

Подготовка к зиме

Поскольку о возможности массовых обстрелов объектов критической инфраструктуры говорилось в медиа и кабинетах власти еще осенью, некоторые компании начали готовиться заранее.

Генеральный директор сетей SPAR и "Наш Край" Виктор Мольченко рассказал, что генераторы заказали заранее, в первой половине осени.

Кстати, именно в день атаки на нашу энергосистему к нам приехали последние генераторы, и мы на собственных автомобилях в экстренном режиме развозили их на магазины. Мы решили обеспечить по крайней мере минимально нужную мощность, чтобы обслуживать гостей. Конечно, энергетически затратные проекты, такие как собственная выпечка и кулинария – не работали, - говорит Виктор Мольченко.

Когда появились графики отключений, сети скорректировали график работы и обеспечили доезд сотрудников, работавших в пекарнях и на производстве.

Конечно, все это вылилось в непрогнозируемые расходы, но SPAR и "Наш Край" удалось обеспечить работу всех магазинов.

Работа на генераторах и "Пункты несокрушимости"

Управляющий директор хмельницкого ТРЦ "Оазис" Сергей Морголя уверяет, что торговый центр не стал исключением и пострадал от обстрелов критической инфраструктуры.

"Оазис" имел один генератор, мощности которого хватало лишь для обеспечения элементарной жизнедеятельности ТРЦ (охрана, сигнализация, освещение мест общего пользования, пожарной системы).

Это стало предпосылкой для покупки еще одного дополнительного генератора, что значительно помогло исправить ситуацию.

Уже через месяц мы смогли наладить полноценную работу ТРЦ, обустроили "Пункт несокрушимости" в цокольном помещении ТРЦ. Также мы получили все разрешительные документы для использования цокольного этажа как самое простое укрытие, - делится Сергей Морголя.

В тернопольском ТРЦ "Подоляны" рассказали, что, прежде всего, максимально оптимизировали потребление электроэнергии, закупили электрогенераторы.

По словам директора по развитию ТРЦ Татьяны Чубак, генераторы также приобрели некоторые арендаторы.

Ключевые арендаторы тоже приобрели генераторы, пытались максимально обслуживать всех наших посетителей – были так называемым “Пунктом несокрушимости”, ведь предоставляли бесплатно интернет, возможность зарядки средств связи на фудкортах, обеспечивали работу стратегических арендаторов – супермаркета “Сильпо”, магазинов элетроники и аптек. , – объясняет директор.

Управляющий директор сети мебельных центров "Аракс" Никита Панин рассказывает, что ТЦ на Кольцевой дороге в Киеве испытывал значительные проблемы в начале энергокризиса.

А вот второй "Аракс" в Ходосовке еще с начала ввода в эксплуатацию был оснащен мощным генератором.

Поэтому для энергонезависимости при постоянных отключениях такой генератор пришлось установить и в столичном мебельном центре.

"Если же говорить в целом, то энергетический кризис оказал существенное влияние на работу всей торговой недвижимости в стране. Так как использование генераторов не может компенсировать полноценную работу ТЦ. Так или иначе, энергии не хватало и мы были вынуждены ограничивать использование электроприводов и отключать рекламные вывески, - говорит Никита Панин.

Все это, несомненно, повлияло на привлекательность приезда клиентов в ТЦ и работу в целом, но все опрошенные нами участники рынка научились справляться с энергокризисом и пережили блекауты с достоинством.