Виктор Мольченко, SPAR, "Наш Край": о логистике, убытках и планах на Крым и Донбасс

Генеральный директор сетей SPAR и "Наш Край" Виктор Мольченко в эксклюзивном интервью Украинскому Совету Торговых Центров рассказал о работе магазинов во время войны, планах на деоккупированные территории, покупательские привычки украинцев и прочее.

Как работали сети в начале войны, какие потери понесли?

Конечно, утром 24 февраля 2022 года мы все были дезориентированы и не понимали, что делать. Мы с инвесторами и ТОП-менеджерами быстро собрались на экстренное совещание и приняли решение не закрывать магазины, ведь нужно было обеспечить людей товарами первой необходимости. Конечно, мы обсудили вопросы безопасности работников. Тогда же связались с нашими партнерами-франчайзи и создали группу в одном из мессенджеров для оперативного обмена информации.

Фактически, весь год мы не останавливали работу, за исключением тревог. Не работали только магазины, которые находились в регионах, где велись активные боевые действия.

Сейчас мы восстановили несколько объектов и даже открыли новый магазин в деоккупированном Ирпене. В планах возобновить работу магазинов в Харькове. К сожалению, есть несколько супермаркетов, которые сейчас находятся на временно оккупированной территории в Запорожской и Херсонской областях.

dsc05092 | 1

Планируете ли вы потребовать компенсацию ущерба от государства-агрессора?

Я внимательно слежу за информацией по этому вопросу, но насколько я знаю, сейчас нет четкого механизма от государства. К счастью, у наших сетей нет таких больших потерь, как у других коллег в области ритейла. Наш распределительный центр находится на Западе Украины, поэтому не пострадал. В основном повреждены магазины Харьковской области. В Ирпене разрушенный супермаркет вообще не подлежал восстановлению.

Конечно, мы все повреждения фиксировали, как и суммы, потраченные на ремонтные работы. Однако речь идет и о косвенных расходах. Например, изменились коммерческие условия, сократилось время работы магазинов, к тому же они не работают во время воздушной тревоги, выросли расходы во время блекаута. Все это отразилось на финансовых показателях.

Поэтому если будет разработана четкая и прозрачная модель, как и за что можно требовать компенсацию, мы будем это делать. Однако пока не ждем, а восстанавливаем все своими силами и продолжаем работать, чтобы поддерживать экономику страны.

dopomoga u harkiv 1 | 2

Отслеживали ли вы изменения в покупательном поведении украинцев за это время, какие именно?

Конечно, отслеживаем, ведь сейчас бизнес должен быть гибким как никогда и подстраиваться под запросы покупателей. На самом деле, их поведение зависит от многих факторов, даже от эмоционального состояния. Сегодня вообще сложно прогнозировать или говорить о какой-то аналитике, ведь мы живем в стране, где идет война.

К счастью, благодаря нашим защитникам и защитницам, сейчас уменьшилось как количество атак, так и попаданий в объекты гражданской инфраструктуры. Люди адаптировались, как бы ни странно было употреблять это слово.

Однако в феврале 2022 г. гости наших сетей пытались сделать запасы товаров первой необходимости и тех, которые могут долго храниться. Впоследствии спрос на них немного упал. Тогда же в определенный период уменьшилось количество покупателей – часть сделали запасы, часть уехала в более безопасные регионы, часть боялись за свою жизнь и не выходила из домов. К слову, с начала войны уехало около восьми миллионов украинцев, а все это – гости сетей.

На самом деле, мы находимся в постоянном режиме онлайн мониторинга и корректировки своих ценовых решений и ввода определенного ассортимента.

К тому же нужно давать возможность гостям супермаркетов ощутить мирную и стабильную жизнь. То есть, давать им возможность покупать все необходимое, привычные товары и предоставлять экстра сервисы. Иметь возможность удовлетворить свои потребности – важный эмоциональный фактор для людей.

Были ли у вас проблемы с логистикой в ​​начале войны, как удалось их решить?

Оглядываясь на февраль 2022 года, даже не знаю, можно ли было спрогнозировать все возникшие перед бизнесом трудности. Я не раз говорил, что никто войну в бизнес-процессы не вписывает. Поэтому, конечно, мы, как и большинство коллег, имели логистические проблемы.

Во-первых, в стране шли бои. На некоторые территории просто физически невозможно доставить товар, а наш распределительный центр находится на Западе страны. К тому же мы долгое время не могли обновить ассортимент, ведь многие производители отказались от контрактных условий, а некоторые предприятия из-за обстрелов прекратили работу или были разрушены.

На самом деле, нам сыграло на руку то, что сеть SPAR очень децентрализована. Мы вообще предоставляем одну из самых гибких моделей франшизы в Украине. Поэтому наши партнеры могли обновлять ассортимент самостоятельно, находя товары на остатках у местных поставщиков.

Конечно, мы помогали в этом. Через несколько дней после полного вторжения при Офисе Президента Украины был создан продовольственный комитет. Он был достаточно действенным, поскольку быстро и качественно принимал решения. Нам помогали искать способы проезда через блокпосты и ввоз гуманитарного груза. Также на тот момент были составлены списки дистрибьюторов, которые имели товарные запасы для поставок в разные регионы. К сожалению, этих запасов было недостаточно. Мы общались непосредственно с заместителями глав военных администраций, но, скажем, на Харьковщине ситуация была чуть ли не катастрофическая.

Мы каждый день проводили совещания и решали, как действовать дальше. Также впоследствии удалось подписать контракты с европейскими партнерами SPAR и завезти импорт, по крайней мере, тех товаров, которых не хватало в ассортименте. Кстати, очень упростило работу то, что на государственном уровне позволили не предоставлять перевод каждой единицы продукции. Это ведь не только дополнительные расходы на печать и поклейку, но и время, которого просто физически не было.

На самом деле продуктовый ритейл показал, насколько он устойчив к кризису и поэтому удалось быстро наладить все процессы.

Сколько новых магазинов удалось открыть в 2022 году, сколько ожидает открытие в этом году?

В 2022 году мы открыли открыть одиннадцать магазинов и обновили шесть. На этот год запланировано открытие двадцати трех. Кстати, пять из них уже работают.

vokzal | 3

Есть ли у вас уже планы на территории, ожидающие деоккупации (Донбасс, Крым)? Хотели бы вы там открыться?

Мы, как и все украинцы, ждем деоккупации этих территорий и возвращения границ Украины 1991 года. Мы даже разрабатываем специальные условия для партнеров-франчайзи, которые захотят развивать наши сети в этих регионах. Это будут точно вне контрактные условия, чтобы увеличить время для отладки бизнеса.

Уверены, что мы сможем открыть супермаркеты и предоставить украинцам настоящий европейский сервис и удовлетворить их потребности в качественных и доступных продуктах.

Создавали ли вы благотворительные проекты за время войны, если да – какие именно?

Как и каждый ответственный бизнес, мы немало помогаем. Ведь это наша общая война и мы должны одержать общую победу. С июня прошлого года до сих пор у нас работает инициатива "Гривна для ВСУ". Гости супермаркетов могут добавить любую сумму к своему чеку, а мы передаем средства на укомплектование индивидуальных аптечек, которые спасают жизнь защитникам и защитницам. Таким образом, мы дали возможность украинцам безопасно донатить и приобщаться к доброму делу.

На медицинское направление отдают процент по ежемесячному заработку наши работники, наибольший запрос к партнерам по SPAR International тоже медицина. Они ежемесячно передают нам много медицинских средств и принадлежностей.

Кстати, с первого дня вторжения помощь поступает почти от всех стран-партнеров SPAR. Благодаря этому мы передали свыше 32 тысяч сухпайков почти на 6,5 миллионов гривен.

med | 4

В чем были основные отличия работы сетей в прошлом году?

Весь этот год у нас были новые вызовы и мы учились быстро на них реагировать. Я очень горжусь тем, что нам удалось сохранить людей и наш коллектив в полном составе. С нами остались партнеры-франчайзи, а некоторые из них открыли еще и новые магазины, рискнув в это непростое время.

Если говорить о работе в начале полномасштабного вторжения, то сразу же в сетях остановили все маркетинговые активности, ведь главная цель была – обеспечить базовые потребности наших гостей, минимально необходимый функционал магазинов и безопасность работников. Также мы остановим все проекты с долгой окупаемостью инвестиций. Наша планировка была изо дня в день, с недели на неделю.

Однако уже сегодня мы можем говорить, что мы начали восстанавливать наши проекты и инвестируем в будущее: в программу партнерского развития бизнеса, развития распределительного центра, производства. Так что можно сказать о том, что отрасль возвращается к привычной работе, правда с погрешностью на то, что у нас полномасштабная война, поэтому нужно быть готовым к новым вызовам.