Юрис Верзбицкиз, Watsons: об открытии магазинов, новой стратегии и перспективах дрогери-ритейла

СЕО сети косметических магазинов Watsons в Украине Юрис Верзбицкиз рассказал о работе компании во время войны, планах на будущее, уплате налогов и благотворительности. УРТЦ предлагает сокращенную версию его интервью.

Вызовы войны

Верзбицкий прежде всего выразил благодарность всем работникам Watsons Украина и коллегам из А.S. Watson Group за беспрецедентную поддержку.

К сожалению, компания понесла определенные убытки, а именно - потери магазинов в Мариуполе, временное закрытие на оккупированных территориях Херсонской области, полное уничтожение склада с автоматизированным центром распределения, обслуживавшим более 270 магазинов.

К счастью, обошлось без погибших. Но потеря для бизнеса была болезненной — особенно потому, что мы только что закончили процесс, связанный с многомиллионной инвестицией в современную систему автоматизации. Наибольшая часть цепи поставок не была нарушена – она была практически уничтожена!

По словам СЕО, в течение нескольких дней был разработан план восстановления. Компания инвестировала и открыла временный состав в июне 2022 года через три месяца после уничтожения предыдущего.

В настоящее время Watsons просматривает ассортиментное предложение и предлагает продукцию собственного производства и известные бренды.

Снабжение после разрушения состава

Склад в селе Стоянка был единственным дистрибуционным центром ритейлера и во время восстановления временного склада в июне 2022 года Watsons тесно сотрудничали с одним из бизнес-юнитов Группы в Польше — Rossmann.

Был разработан план поставок товаров из Польши на временный кросс-докинг во Львове, далее товары переупаковывались и отправлялись в магазины.

Также, по словам Юриса Верзбицкиз, полномасштабная война повлекла за собой наибольший кризис беженцев со времен Второй мировой, повлияло это и на сеть.

С первого дня, как я уже упоминал ранее, нашим главным приоритетом была безопасность наших коллег. Во время каждой воздушной тревоги наши магазины закрываются для безопасности персонала и клиентов, чтобы они могли перейти в ближайшее укрытие. Офис и наш текущий склад не исключение, - рассказывает он.

В первые дни войны выплаты работникам организовали так, чтобы они имели доступ к средствам заранее. Заработную плату сохранили на довоенном уровне и выплачивали регулярно.

Социальная ответственность

Активно открывать магазины в Украине Watsons начали на 4-й день полномасштабного вторжения

Верзбицкиз отмечает, что социальная ответственность является одним из ключевых фокусов в ведении бизнеса.

В первые месяцы войны мы заморозили все наши цены на уровне акционных предложений, обеспечивая самые низкие цены для наших клиентов. Хотя на рынке были случаи, когда некоторые участники рынка пытались воспользоваться ситуацией для получения экстра выгоды.

Компания помогла ввезти в Украину более 20 грузовиков с товарами первой необходимости в первые 2-3 месяца войны. С жильем украинцам за границей помогали 28 предприятий AS Watsons Group.

Благотворительность

Ритейлер активно помогает благотворительным фондам и общественным организациям с начала полномасштабной войны. Также собирает гуманитарную помощь для ТРО, ВСУ, роддомов, волонтеров, внутренне перемещенных лиц и других.

Среди благотворительных инициатив компании: утепление роддома в г. Ахтырка Сумской области, ремонт и оборудование укрытия для детей и учителей в Смелянской школе-интернате, передача товаров первой необходимости для бокса «Наконец-то ты дома», отправка лекарств в медицинский центр "100% жизни и в Бучу.

Также у нас есть коллеги, которые ушли в территориальную оборону и мы их полностью поддерживаем, сохраняя 100% заработную плату и другие выплаты во время их службы”.

Стратегия развития на будущее

СЕО Watsons отмечает, что уже в течение определенного периода мы живем в нестабильном, сложном и неопределенном мире VUCA, и переходим в мир BANI, что означает постоянные изменения, адаптацию и создание заново бизнеса и жизни вокруг.

По словам Верзбицкиз, люди будут оставаться для компании важнейшим фокусом, а во время войны приоритетом является безопасность.

Если говорить о бизнесе, то он не претерпел значительных изменений. Мы еще некоторое время до войны были на пути трансформации, а теперь только ускорились. Мы постоянно развиваемся, тестируем, изучаем и перенастраиваем процессы и бизнес-модель. Так что гибкость и изменения – это наш второй основной фокус.

Watsons створює новий стандарт роздрібної торгівлі, а саме - є єдиною міжнародною мережею H&B в Україні з унікальною екосистемою стратегії платформи O+O (Онлайн + Офлайн).

Платформа базируется на технологиях, данных и искусственном интеллекте, имея не только физические магазины, но и онлайн-магазины.

Налоги и доля на рынке

В прошлом году Watsons уплатил в Госбюджет суммарных налогов на сумму около 0,3 млрд грн и обеспечил до 2357 рабочих мест.

Показатели общей доли розничного рынка на данный момент не сравнимы, в частности из-за уничтожения распределительного центра и преобразования физических магазинов.

Сеть же входит в тройку лучших игроков рынка и продолжает восстанавливаться.

Перспективы дрогери-ритейла

По мнению эксперта, рынок розничной торговли сейчас трансформируется. Поскольку Украина стремится вступить в ЕС, бизнесу тоже придется изменить часть стандартов и правил.

Watsons Украина уже этого придерживается с помощью высокого уровня корпоративных стандартов и корпоративного управления, а благодаря присутствию компании в других странах все практики доступны, и мы их перенимаем от наших коллег.

Читайте также: Сергей Морголя, "Оазис": о работе с первых дней войны, росте посещаемости, смене арендаторов и миграции населения

У січні компанія запустила в роботу свій інтернет-магазин, що є частиною стратегії O+O (онлайн та офлайн). Також Watsons повторно запустили сервіс Click&Collect Express, за допомогою якого клієнти можуть замовляти товари в інтернет-магазині та безперешкодно забирати їх в торгових точках протягом 2 годин.

All Retail