Снижение ставок и новые арендаторы: как ТРЦ Киева пытаются снизить вакантность

В конце прошлого года вакантность в ТРЦ Киева достигла 15%, что является самым высоким показателем за последние 10 лет. Почему так происходит и как девелоперы пытаются с этим бороться, рассказали эксперты.

В Colliers Ukraine подсчитали, что в киевских торговых центрах сейчас пустует площадь в 270 тыс. кв метров, или 38 футбольных полей.

Ведущий эксперт компании в области торговой недвижимости Игорь Заболоцкий отмечает, что в разных ТРЦ ситуация кардинально отличается. В густонаселенных массивах вакантность ниже средней по рынку. К примеру, в ТЦ Alladin возле метро "Позняки" вакантность составляет 5%, в Smart Plaza Polytech, Smart Plaza Obolon и Piramida около нуля.

А вот в объектах, расположенных подальше от жилых массивов, ситуация хуже, например, в ТРЦ Respublika Park на Окружной дороге свободны 15%, но этот показатель сокращается, отмечает СЕО ТРЦ Юлия Счастливая. Наихудшая ситуация в ТРЦ Blockbuster, его вакантность составляет около 40%.

Почему уходят арендаторы?

Прежде всего, потому, что в торговых центрах исчезли арендаторы-”магниты” для посетителей. К примеру, в столичном Dream Yellow на месте закрытого магазина GAP открыли пункт несокрушимости.

Цей бренд повністю пішов з ринку України у 2022 році, так саме, як і Marks&Spencer.

В начале войны они закрыли магазины, впоследствии открыли их для финальной распродажи и совсем закрыли, говорит Игорь Заболоцкий.

Одной из возможных причин этого может быть то, что эти бренды и до полномасштабной войны были не очень эффективны, а с падением потока посетителей стало еще хуже.

Також люди стали менше ходити до ТРЦ через зупинку роботи Zara, Bershka, H&M, тощо.

Ряд факторов, среди которых, например, приостановка работы топовых мировых брендов fast fashion, оказали существенное негативное влияние на посещаемость ТРЦ, - говорит операционный директор ООО "Руш" Виктор Средний.

Еще одна причина – воздушные тревоги. В 2022 году столичные ТРЦ были закрыты по этой причине почти месяц, отмечают в Colliers.

На рост количества свободных площадей в торговых центрах повлиял выход с украинского рынка российских и белорусских ритейлеров, в частности, Gloria Jeans, Ostin, BeFree. Но свободные места уже занимают новые арендаторы, говорит Юлия Счастливая.

У нас, в частности, открыла магазины мебельная фабрика из Харькова Constanta, которой удалось сохранить производство, и убежавшие из Мариуполя продавцы одежды US Polo – перечисляет Счастливая.

Всего за год в столичных торговых центрах открылся 41 новый оператор одежды или еды.

Решение проблемы

Директор "Украинской торговой гильдии" Евгения Локтионова отмечает, что свободные площади активно занимают отечественные производители. К примеру, украинский производитель повседневной одежды "Goldi льнокомбинат" открыл около десяти новых магазинов.

Производитель смог воспользоваться понижением арендных ставок, говорит Локтионова. Сейчас девелоперы договариваются на хорошие для сторон коммерческие условия, – объясняет Локтионова.

Читайте также: Индекс самочувствия ритейла (RWBI) в марте 2023-го продолжил расти

Заболоцкий считает, что главной мерой по удержанию арендаторов со стороны ТРЦ является снижение арендных ставок.

Также открываются нетипичные точки, например сервисные центры, музеи и т.д.

Такие арендаторы не только снижают вакантность, но и обеспечивают поток посетителей. Хотя это не совсем целевая аудитория других для других арендаторов, эти люди вероятнее всего останутся по крайней мере перекусить на фудкорте.

Forbes