Пять глобальных трендов в ритейле, без которых не обойтись в будущем

Директор направления эксклюзивных концептов и развития сети торговых центров "Эпицентр К" Виктория Зеленская рассказала о глобальных трендах, на которые украинским ритейлерам следует обратить внимание в будущем.

По словам эксперта, сейчас в мире наблюдается устойчивый запрос на украинское. Иностранцы не на шутку заинтересованы в возможностях, которые откроет Украина после войны.

Инвесторы и девелоперы стремятся принять участие в послевоенном обновлении страны, но с другой стороны, украинский рынок вынужден был жить вне контекста мировых трендов по объективным причинам.

Пока мир заменял рекламное оформление на LED-экраны и создавал виртуальных ассистентов с помощью искусственного интеллекта, украинский ритейл переживал блекауты и переходил на альтернативные системы питания, - объясняет Виктория Зеленская.

Но те компании, которым удалось остаться на плаву, вывели свою формулу стабильности и уже наметили направления развития.

По мнению Зеленской, секрет выживания любого бизнеса во время войны кроется не только в мобильности и умении быстро адаптироваться, но и способности улавливать мировые тренды.

Эксперт выделила пять основных трендов в ритейле

1. В Евросоюзе до сих пор актуальна проблема пандемии коронавируса, поэтому розничная торговля продолжает работать над уменьшением рисков для клиентов.

Рынок сконцентрирован на решениях, ограничивающих участие человека в процессах и переводящих их функции на машинное оборудование. Таким образом, ритейлеры также стремятся снизить затраты на дорогостоящий человеческий труд, - отмечает директор направления эксклюзивных концептов.

Ритейлеры активно внедряют кассы самообслуживания, почтоматы для омниканальных продаж и даже автономные магазины без касс и продавцов. Наибольших успехов здесь добилась отрасль фуд-ритейла.

Во время военного положения автоматизация стала еще более актуальной. Чтобы уменьшить риски в условиях турбулентности, бизнес должен руководствоваться отлаженными процессами и четкими алгоритмами, максимально уменьшающими влияние человека на результат.

В области бизнес-управления с этим помогут современные ERP-системы типа SAP и Oracle Microsoft Dynamics.

Эксперт убеждена, что с этим украинскому бизнесу придется жить и после окончания войны, поскольку без автоматизации компании просто не выживут.

Да, это очень дорого. Стоимость внедрения таких автоматизированных систем в зависимости от масштабов компании может варьироваться от 100 тыс долл. до миллионов долларов, однако это дает гибкость в управлении и возможности оптимизации штата на разных звеньях, - объясняет она.

2. В мире торговой недвижимости активно растет спрос на lifestyle space. Это сочетание пространства для покупки товаров, досуга, отдыха, учебы и работы.

Для инвесторов человекоцентричность в планировании объектов является темой №1. Поэтому ритейлеры стараются предоставлять потребителю как можно больше полезного пространства.

Поскольку во время зимних блекаутов ритейл приобрел еще большее значение для выживания людей, эта модель продемонстрировала свою ценность в самых жестоких условиях.

3. Внимание к дизайну стала неотъемлемой частью борьбы за клиента. Международные ритейлеры все чаще меняют свои форматы, предпочитая яркие и оригинальные дизайны.

В Украине борьба за клиента только усилится, учитывая существенное уменьшение населения.

Украина еще до войны демонстрировала не менее прогрессивные подходы в проектировании и оформлении торговых площадей, чем в Евросоюзе. Сейчас это могут подтвердить миллионы уехавших за границу украинцев. Украинцы по менталитету привыкли уделять внимание деталям и имеют особое отношение к эстетике, - уверена Виктория Зеленская.

4. Важным для всего мира является вопрос охраны природы. Поскольку Украине предстоит активная фаза евроинтеграции, бизнес тоже должен отвечать целям Парижского соглашения.

Ритейлерам следует становиться эко-friendly уже сейчас. Для этого существует множество вариантов, в частности, использование материалов вторичной переработки, альтернативных источников энергии, системы рекуперации и т.д.

5. Последний тренд самый приятный – спрос на украинский. Здесь задаем тон уже мы.

Сейчас у отечественного бизнеса есть уникальный шанс интегрироваться с мировым ритейлом, словосочетание "Сделано в Украине" стало на вес золота.

Читайте также: Нестандартные арендаторы – не панацея: как украинские ТРЦ пытаются снизить вакантность

Запрос на украинское сейчас чрезвычайно велик и этой стремительной тенденцией стоит воспользоваться. Она позволяет украинскому бизнесу заявить о себе и занять собственную нишу в Украине и за ее пределами, - резюмировала эксперт.

Некоторые украинские поставщики выходят за пределы национального рынка, следуя за клиентом. Так что конкуренция не только с иностранными компаниями, но и между собой на европейском пространстве вполне возможна.

Экономическая правда