Чи вистачає українцям торгових центрів – думки експертів

Торговые центры стали неотъемлемой частью жизни украинцев. Это и пространство для воскресного отдыха с семьей, и место встречи для первого свидания, и, конечно, возможность совершить все необходимые покупки за раз.

ТРЦ есть в каждом большом городе, а кое-где – в каждом районе. Но хватает ли украинцам существующих торговых центров в разных уголках страны? 

В этом мы разбирались с руководителем департамента стратегического консалтинга UTG Константином Олейником и председателем Исследовательской группы УСТЦ, руководителем исследовательской компании Ukrainian Research Bureau (URB) Дмитрием Топольским.

Статистика

По словам Дмитрия Топольского, в начале 2023 года в Украине существовало 326 ТЦ, торговой площадью 5,8 млн. кв. м. Пока из этой цифры не отнимали поврежденные объекты или находящиеся на временно оккупированных территориях.

Говоря об Украине в целом, насыщенность торговыми площадями в ТЦ составляет 132,4 кв. м на 1000 жителей. Средний показатель по странам Евросоюза составляет 315,8, меньше нас показатель только у Греции (85,3), Боснии и Герцеговины (112,1) и Болгарии (117,0).

Больше всего в Европе отличается обеспеченностью торговыми площадями словацкая столица Братислава, с показателем 1332 кв.м, далее следуют Люблин (959 кв.м) и Варшава (925 кв.м). При этом совокупный объем торговой недвижимости в Киеве практически равен показателю столицы Польши.

Руководитель URB отмечает, что идеального соотношения между объемом площадей в ТЦ и количеством жителей не существует.

Для инвестора идеальной будет ситуация, когда он строит первый торговый центр в большом городе. Для арендатора – когда в городе большой выбор локаций для торговых точек, но отсутствуют прямые конкуренты. Для потребителя идеально, когда есть выбор ТЦ с точки зрения локации, размера, теннант-микса и ценовой политики. Поэтому невозможна идеальная ситуация для всех игроков рынка. Но для всех есть общая черта: когда торговых центров не хватает, от этого теряют все, – рассказывает Дмитрий Топольсков.

Ситуация в регионах

Константин Олейник отмечает, что сейчас сохранилась активность девелоперов торговой недвижимости в регионах, где не хватает ТРЦ - на Западной Украине, особенно в таких городах как: Луцк, Ивано-Франковск, Львов, Черновцы и Измаил.

По мнению эксперта, это связано с тем, что сейчас на первый план вышел вопрос безопасности размещения. Из-за этого многие системные игроки-ритейлеры начали рассматривать предложения по размещению в торговых центрах на западе страны, которые менее масштабны по сравнению с киевскими ТРЦ или построенными в городах миллионниках.

Обеспеченность населения торговыми площадями в Украине даже в Киеве пока составляет примерно 656 кв. м. на 1 тыс. человек. Это почти более чем в два раза меньше, чем в развитых европейских странах. К примеру, в Германии этот показатель достигает около 1,5 тыс. кв. м на 1 тыс. человек, а во Франции – 1,4 тыс. Поэтому в Украине еще нет регионов, перенасыщенных количеством ТЦ, - уверен руководитель департамента стратегического консалтинга UTG.

Дмитрий Топольсков говорит, что в Украине еще есть простор для роста в этой области, но ситуация в регионах может серьезно отличаться.

Если оперировать довоенной статистикой численности населения, то к наиболее насыщенным торговыми площадями ТЦ областных центров, кроме Киева, относятся:

  • Одесса (448,7);
  • Черкассы (446,1);
  • Львов (405,2).

К наимение насыщенным:

  • Ужгород (103,9);
  • Кропивницкий (143,8);
  • Ивано-Франковск (144,0);
  • Запорожье (146,0).

Почему это важно?

Развитие городов и территорий – очень перспективное направление по всему миру, а в нем взаимосвязаны вопросы коммерческие и социальные, градостроительные и политические, говорит Константин Олейник.

Успешная работа в этом направлении повышает имидж территорий, способствует росту экономической активности, позволяет повысить инвестиционную привлекательность города или региона. И качество проживания в городах очень связано с развитием инфраструктуры, где немаловажную роль играет освоение разных секторов коммерческой недвижимости.

К примеру, современные торговые центры давно стали точками притяжения горожан, с большим количеством общественных пространств и развлечений. ТРЦ предлагают посетителям максимальное количество услуг – кафе и рестораны, детские площадки и городки, игровые зоны для детей и взрослых, кинотеатры, салоны красоты, МФЦ, языковые школы и даже медицинские центры. Также ТРЦ является залогом коммерческого успеха как ритейлеров, так и девелоперов, а значит, и одним из драйверов развития экономики, - объясняет важность ТРЦ эксперт UTG.

Поэтому, по мнению Константина Олейника, несмотря на все, в Украине будут открываться новые ТРЦ. В частности, в апреле текущего года планируется запуск ТЦ "Одис" в Измаиле, а в конце 2023 года намерены запустить ТРЦ Pokrovsky в Измаиле и ТРЦ Planeta Mall в Харькове.

Читайте также: Сфера розничной торговли является лидером по количеству открытых бизнесов во время войны