Первое интервью Марты Труш после назначения на должность СЕО "Ашан"

В марте 2023 года СЕО "Ашан Украина" впервые за 15 лет стала украинка, а не экспат. Руководительницей филиала стала Марта Труш, женщина дала первое интервью с момента назначения Forbes.

Новая СЭО получила должность в непростые для компании времена, буквально за несколько дней до назначения ритейлер попал в крупный скандал.

Французскую сеть обвиняют в поставке товаров для российских военных на оккупированных территориях Украины после 24 февраля 2022 года. К тому же "Ашан" попал в список международных спонсоров войны НАПК.

По словам Труш, материнская компания проводит расследование.

Сообщал ли французский офис о возможности войны?

Марта Труш ответила, что в компании не верили до конца, но в декабре все же создали кризисный комитет, который курировал департамент, отвечающий за продолжение бизнес-процессов.

В феврале компания еще раз пересмотрела свой план на случай форс-мажоров, в частности, закупила товары первой необходимости на три месяца вперед с учетом повышенного спроса. Но из-за ажиотажа запасы раскупили за три дня.

Также был определен центр управления, какие топменеджеры в него входят, что именно он будет принимать и какие выдавать решения.

По словам СЕО, сейчас руководители магазинов имеют больше свободы, могут самостоятельно принимать решение об открытии или закрытии торговых точек.

Но все остальные процессы до сих пор централизованы.

Автономность – это сильная сторона бизнеса, но финансовые решения или безопасность, особенно во время войны, нельзя отпустить. К примеру, отправка продуктов либо их вывоз из торговых точек, находящихся в зоне боевых действий либо оккупации. Или решение о прекращении работы магазина в прифронтовых зонах. Иногда работники на эмоциях говорят: "Мы будем до конца". Но уже опасно и приходится блокировать их работу. Это жесткие решения, – говорит Труш.

Как удалось выстоять?

В начале большой войны компании пришлось перестроить логистические цепочки и увеличить собственный импорт с польских, венгерских и румынских складов.

Также, чтобы иметь товар в магазинах, сотрудники забирали его собственными машинами от поставщиков.

В течение года войны мы вернули товары более 1400 поставщиков, из которых более сотни – новые контракты с производителями и фермерами. Довоенный ассортимент полностью еще не восстановился. Например, сложно с молочными продуктами, – рассказывает руководитель "Ашан Украина".

Как блекаут повлиял на продукты?

СЕО ритейлера рассказала, что в одном из супермаркетов Киева пришлось списать продукты на 1 млн грн из-за неплановых отключений света.

Генераторы не могут стать полноценной заменой, поскольку работать на них в три-шесть раз дороже, чем на сетевом электроснабжении.

Гипермаркеты закрываются, если нет электроэнергии или раздается тревога, товары недопродаются и, соответственно, мы уменьшаем цену, чтобы распродать, или списываем испорченный товар. Маржинальность падает, и это замкнутый круг, – объясняет Труш.

Убытки за 2022 год

С 2018 года "Ашан Украина" был убыточным (кроме 2021 года), в этом году компания ожидает больший минус, чем в предыдущие годы, треть этих убытков - из-за закрытия и повреждения магазинов.

Три магазина сети пострадали и не работают в Харькове, Одессе и Киеве. 

Собственные торговые марки

Ритейлер продолжает развивать собственные торговые марки, в настоящее время их доля достигает 10–11%, но к концу 2023-го Ашан хочет иметь примерно 15% показатель.

Есть проблемы, но когда мы гарантируем поставщику покупку определенного объема товара под собственной торговой маркой, он может спокойнее производить продукцию, – рассказывает украинка.

Российский вопрос

Материнская компания отказывается прекращать бизнес в рф, но массовых увольнений или саботажа среди работников украинского филиала не было.

Открытость с первого дня – это то, что нас отличает от других бизнесов, принадлежащих Ассоциации семьи Мюлье. Нам больно, как украинцам. Позиция материнской компании состоит в том, что основная миссия – кормить и поддерживать население, – объясняет Труш.

На замечание о том, что "Ашан" далеко не единственный продуктовый ритейлер в рф, Марта Труш ответила, что глобальный офис тоже мог остановить украинские магазины, но не сделал этого.

Материнская компания влила дополнительные 25 млн долларовчтобы “Ашан Украина” мог выплачивать зарплаты, платить поставщикам и закупать продукты и другие товары.

Благодаря этому ритейлеру удалось не задерживать зарплаты и даже повысить их в среднем на 10%.

Позиция уже высказана, и мы ее знаем, и ее пока не изменят. Мы концентрируемся не на том, что болит, а на том, где мы можем помочь украинцам. Мы работаем, заплатили почти 1 млрд грн налогов, предоставили сотни тысяч горячих обедов, тонны товаров в помощь защитникам и населению, – сказала СЕО компании.

Убеждал ли центральный офис в правильности своей позиции? 

Труш заверила, что ее никто не убеждал. Все, что делает она и около 5 тысяч сотрудников, ценно для них и полезно для экономики.

Конечно, думать о том, что миссия кормить население так же касается России, вроде бы нормально, но это больно.

Как общаются с центральным офисом?

Офисы находятся в постоянном диалоге, в начале февраля в Украину даже приезжал президент компании Ив Клод, посетивший магазины во Львове и Киеве. 

Он был приятно удивлен, что, несмотря на войну, в торговых точках есть широкий ассортимент продуктов, даже сезонных. Фактически этот визит и подтвердил веру и уверенность. Это самый большой сигнал со стороны материнской компании о том, что есть вера в Украину и дальнейшее развитие, несмотря на войну, – рассказывает руководитель украинского подразделения.

Внесение в список спонсоров войны

Труш подчеркнула, что это решение НАПК не касается украинского подразделения, но может нанести репутационные потери.

Мы общаемся с сотрудниками, и они спрашивают, что это значит и не закроют ли из-за этого компанию. И это, несмотря на высокую лояльность к компании. Мы проводим постоянные опросы вовлеченности и удовлетворенности работников, этот показатель растет, – говорит Труш.

Но вопрос неудовлетворенности позицией материнской компании среди клиентов тоже остается из-за чего есть определенный их отток.

Призывы к увольнению особенно "радуют" Марту Труш. Об этом легко говорить, но не так просто сделать, отмечает женщина.

Журналистское расследование 

Внутри группы был шок, когда было обнародовано расследование, свидетельствующее о фактах поставки продуктов российским военным.

Материнская компания ведет расследование по некоторым фактам, но украинский офис к нему не присоединялся.

Участвовать не планируют из-за попыток оградить себя от страны-агрессора. Российский офис пытался контактировать с украинским, но "Ашан Украина" против.

Перспективы развития

Французская компания постепенно переходит от формата гипермаркетов к меньшим торговым площадям. Украина тоже сейчас сфокусирована на меньших форматах, но уверяет Труш, это не угроза для гипермаркетов.

Это способ стать ближе к покупателю, в общем у компании уже есть 18 таких торговых точек.

А вот магазины без кассиров появятся еще не скоро.

Мы не планируем увеличивать количество касс самообслуживания в ближайшие два года, потому что есть более прогрессивные технологии, например, selfscan. То есть покупатель отсканирует товар и кладет его в корзину. Мы тестируем технологию несколько месяцев, но есть проблемы со сканированием или считыванием цен.

У Ашан был полностью автономный магазин в ЖК Комфорт Таун, который до войны работал круглосуточно, но из-за комендантского часа это невозможно. Также есть проблема с потоками покупателей, не только в этом ЖК, но и по всей стране.

Онлайн-торговля

В начале полномасштабной войны был обвал заказов из-за проблем с ассортиментом, людьми и доставкой. Иногда работникам приходилось идти пешком, чтобы открыть магазины.

Сентябрь стал исходной точкой улучшения. Но резкого роста онлайн-продаж мы не заметили, несмотря на то, что у нас есть 42 магазина и доставляем продукты по всей стране, в том числе с партнерами. Радует, что доставку продуктов заказывают жители декупированных территорий. К примеру, мы доставляли продукты из столичного магазина в освобожденный от оккупантов Херсон.

В течение 2022 года онлайн-продажи выросли на 7%. Также во время войны продажи росли и падали в определенные периоды.

К примеру, во Львове были случаи роста на 20–50%, а на прошлой неделе западные города подвинули Киев, на который до войны приходилось 57% продаж.

Больше всего по уровню продаж вырос Львов, а в восточных городах, а именно – Харькове, Запорожье, Кривом Роге и Днепре – товарооборот упал на 4%. 

В чем продвинулись?

Это В2В-продажи, где у компании появился новый клиент – благотворительные фонды, закупающие продукты для гуманитарной помощи.

Поскольку общий товарооборот сети в 2022 упал на 27%, то доля B2B при этом выросла в два раза.

Планы на 2023 год

Выстоять! Перед нами вызовы – имиджевые риски и финансовый ущерб, потому что минус будет глубоким. Это для меня важная борьба, ведь оба фактора взаимосвязаны. Я буду искать новые направления, интересные партнерства, чтобы объединить онлайновую торговлю с нашими физическими магазинами, – обещает Труш.

В этом году цель компании стать фиджитальным лидером на рынке Украины, развивать формат минимаркетов Pick Up Point, запущенный в 2020 году. Закрывать гипермаркеты не планируют.

Источник: Forbes