Как изменилась география украинского ритейла за 2022 год – исследование RAU

Война изменила работу всех отраслей экономики и сильно ударила по розничной торговле. Расследование о том, как изменилась работа основных ритейлеров по количеству торговых точек по наибольшим направлениям розничной торговли и на какие регионы теперь делают ставку лидеры отечественного рынка, представила Ассоциация ритейлеров Украины.

RAU собрали данные о продуктовом ритейле, drogerie, сетях бытовой техники, электроники и гаджетов, а также сегментах fashion и спорттоваров.

Продуктовый ритейл

Крупные национальные сети в 2022 году присутствовали во всех регионах Украины и продолжают работу там, где это возможно.

Специализированный ритейл даже наращивает свое присутствие в большинстве областей, например сеть магазинов "Мясомаркет" за год увеличила количество торговых точек со 180 до 239-ти.

Тяжелее всего пришлось локальным сетям из регионов попавших под оккупацию или находящихся под постоянными обстрелами, поскольку у них нет возможности релоцироваться и начать развитие в другом месте.

К примеру, сеть магазинов Эконом имеет большинство магазинов в Запорожской области и столичном регионе. До войны у нее было 103 магазина, а теперь – всего 65. Сеть АТБ потеряла в Луганской области 13 торговых точек, а в Донецкой – 57. Сильпо осталось без 12 супермаркетов в этих областях.

Среди южных областей больше всего пострадал ритейл в Херсонской и Запорожской областях. АТБ потеряли тут 65 магазинов, Сильпо – 11, Мясомаркет – 12, а сеть Эконом целых 39 из 40.

Несмотря на это, компания настроена оптимистично.

Мы будем развивать РЦ в Киеве и в Запорожье, автоматизировать их работу. Готовимся к расширению сети, в частности, будем выходить в новые регионы. Таким образом, мы планируем построить безопасные маршруты и снизить затраты на логистику в центральной части Украины, – отметили в Эконом.

В Николаевской и Одесской областях дела обстоят лучше, одесская сеть Таврия В даже смогла расшириться до 107 точек. Стало больше и на один АТБ и четыре "Мясомаркета".

Самая большая концентрация ритейла наблюдается в столичном регионе. Здесь активно планируют развиваться разные сети в частности – Фора и Мясомаркет.

Сейчас наша стратегия развития мало изменилась, мы также стремимся открываться везде, где это будет удобно для нашего гостя – стрит-ритейл или ТРЦ – неважно, анализируем каждую локацию отдельно, – говорят у Фора.

Интересно, что на Черниговщине и Сумщине, которые находились в зоне боевых действий, не произошло существенных изменений, только закрылось 4 АТБ.

Среди центральных областей лидирует Днепропетровск. Здесь у АТБ больше всего магазинов после столицы, сеть расширилась на шесть супермаркетов. Еще три АТБ появились в Черкасской области.

На западе хватает собственных локальных игроков, поэтому национальным сетям приходится активно бороться за покупателя. Значительных успехов в 2022 году здесь достигла сеть АТБ.

1 | 2

Бытовая техника и электроника

В начале полномасштабного вторжения сеть Алло имела в своем активе 346 торговых точек во всех регионах Украины, а год спустя их количество сократилось до 290 магазинов.

Ритейлер, как и другие игроки, прекратил работу в регионах ведения боевых действий, но продолжает работать в Донецкой области (5 магазинов из 19).

Из-за оккупации закрыты или разрушены восемь магазинов Comfy в Донецкой и Луганской областях, так же восьми магазинов недосчитался в Донецкой области Eldorado и девять – Фокстрот.

Потенциал для восстановления видят в Харьковской области. Более обнадеживающая ситуация и на Юге, в Николаевской и Одесской областях. А вот Запорожская и Херсонская области – в зоне повышенного риска.

По словам представителей Eldorado, более эффективны магазины, расположенные в ТРЦ и ТЦ, из-за возможности более эффективно обеспечивать бесперебойное электроснабжение.

В Фокстроте значительных планов по масштабированию сети нет, но ритейлер рассматривает все предложения по новым объектам. Внимание больше приковано к центральным и западным регионам.

Среди центральных регионов стоит обратить внимание на Днепропетровскую и Полтавскую области, там сократили присутствие все сети, кроме Comfy.

На севере больше всего сокращение сетей произошло в столичном регионе. Несмотря на это, регион остается своеобразным островком стабильности. В целом Comfy сохранил свое присутствие почти во всех регионах, кроме востока и юга. Неохваченной остается Тернопольщина.

А вот Фокстрот несколько уменьшил количество точек даже в западных областях. Неизменными сети основных игроков через год войны остаются в Закарпатской, Тернопольской и Волынской областях.

2 | 3

Fashion

Самый сложный и опасный регион сегодня это восток, поэтому польский холдинг LPP полностью приостановил свою деятельность во всех этих областях

Сеть Intertop возобновила работу 10 из 17 магазинов в Харьковской области, но потеряла две точки в Донецкой. По три магазина в Харьковской области работает в сетях LC Waikiki и Arber, также работает студия сети Vovk.

На юге магазины некоторые холдинга LPP работают только в Одесской области, а остальные ритейлеры в полном объеме возобновили свою работу. На севере сети не только возобновили работу, но и открыли несколько новых точек, в частности, LPP открыл новый магазин в Черниговской области.

В центральной области fashion-ритейлеры почти полностью возобновили работу, а сеть VOVK открыла новые студии в Кировоградской и Винницкой областях.

На западе, ожидаемо, самая благоприятная ситуация. Все опрошенные ритейлеры работают на полную мощность и активно открывают новые точки. LPP запустил новый магазин во Львове, сеть VOVK открыла три новых магазина во Львовской, Ивано-Франковской и Закарпатской областях.

3 | 4

Drogerie

На востоке отрасль представлена ​​только сетями EVA и Bomond, магазин которой работает только в Харькове. А вот у EVA работает 63 из 79 магазинов в Харьковской области и один магазин в Донецкой области.

На юге ситуация гораздо лучше, EVA представлена ​​здесь 163 магазинами, Dini – одним, Bomond – 3, а также Шик и Блеск – 14 магазинами.

На севере полностью обновили работу сети EVA, Dini и Воmond. Кроме того, ритейлерам удалось открыть здесь новые точки, EVA открыла семь новых магазинов в Киевской области, а сеть Шик и Блеск – четыре новых магазина в Киевской области и один в Житомирской области.

Почти полностью удалось возобновить работу в центре, есть в регионе и новые открытия, в частности в Винницкой, Черкасской и Полтавской областях.

Самый богатый новыми открытиями западный регион, здесь удалось увеличить свое присутствие всем опрошенным ритейлерам – EVA открыла в этом регионе десять новых торговых точек, Dini – четыре, Bomond – одну, а Шик и Блеск – три.

image 2023 03 01 12 32 13 | 5

Sport & outdoor

На востоке все спортивные сети заметно сократили свое присутствие, например, один из двух магазинов Athletics в Харькове был разрушен вражеской ракетой, а другой работает. Сеть Megasport после 24 февраля закрыла все четыре магазина в Харькове, которые не возобновили свою работу. А вот Марафон наоборот возобновил работу уже трех магазинов из пяти.

На юге ситуация традиционно лучше, в частности, на Одесщине. В этой области работают три из трех магазинов Athletics, три из пяти магазинов Megasport и один Марафон. В Николаеве и Запорожье работает по одной торговой точке.

На севере сети почти полностью возобновили свою деятельность, а Athletics открыла еще одну точку на левом берегу Киева. В центральный регион магазины понемногу возвращаются, но новых открытий пока не предвидится. На западе все стабильно, здесь не было ни одного закрытия, а Марафон даже открыл несколько новых точек.

image 2023 03 01 12 18 43 | 6

Читайте также: В Верховной Раде анонсировали национализацию ТРЦ Ocean Plaza