Оборот розничной торговли Украины снизился

Несмотря на то, что Госслужба статистики Украины еще не подвели итоги оборота розничной торговли за 2022 год, эксперты рынка уже отмечают снижение этого показателя из-за войны.

По предварительным оценкам аналитиков компании UTG, объем оборота розничной торговли в 2022 году упал почти на 5 п.п и в денежном эквиваленте сократился на 53 058 млн грн по сравнению с показателем предыдущего года.

«Понятно, что результаты деятельности розничных операторов зависят от общей ситуации в стране. Причины спада связаны, прежде всего, с военными действиями, которые приводят к кризисным явлениям в экономике Украины и спаду розничной торговли в частности», — подчеркивает Константин Олейник, руководитель Департамента стратегического консалтинга компании UTG.

Согласно его выводам, в 2022 году розничная торговля столкнулась с целой кучей негативных последствий. Прежде всего, это массовый отток населения за границу, который привел к значительному сокращению спроса в стране. Также из-за полностью или частично уничтоженных ТРЦ в результате обстрелов, многие операторы были вынуждены сделать релокацию с востока на запад. Это спровоцировало коллапс РТО в регионах боевых действий и его прирост в спокойных областях западной Украины. В-третьих — миграция обеспеченных жителей Киева, Харькова и Днепра в более безопасные регионы показала несоответствие спроса и предложения брендов, имеющихся в наличии на западной Украине.

К тому же в 2022 году наблюдалось падение благосостояния граждан на фоне значительного роста доходов у военных. Что привело к адаптации потребительских предпочтений. Но непредсказуемость завтрашнего дня так или иначе привела к отказу от дорогих покупок (квартир, автомобилей, ремонтов, закупки мебели и бытовой техники), невозможности путешествий.

В то же время есть и положительные для ритейла моменты. К примеру, стремительная эвакуация жителей в зимнее время года с ограниченным набором теплых вещей привела к вынужденной закупке более легкой одежды и обуви. Также стремительная девальвация гривны и инфляция привели к массовому выкупу остатков товаров из складских запасов к переоценке. Кроме того, наблюдался ажиотажный спрос на необычные товары: фонари, солнечные панели, зарядные станции, генераторы, буржуйки, радиаторы, аккумуляторы и прочее.

Учитывая все вышесказанное, эксперт прогнозирует дальнейшую оптимизацию торговых сетей и количества действующих магазинов, что будет выражаться в сосредоточении операторов исключительно на прибыльных объектах и закрытии убыточных. Кроме этого, по данным аналитиков, из-за отсутствия финансирования для развития будет продолжаться тенденция замедления экспансии сетевых операторов и переноса рисков на девелопера.

Читайте также: Исследования KSE Institute: сколько мировых компаний отказываются уйти из России