Потеря магазинов и изменение спроса: СЕО Фокстрот Алексей Зозуля рассказал о работе и планах сети
Война подкосила много бизнесов, не всем украинским предпринимателям удалось удержаться на плаву и речь идет не только о маленьких предприятиях. Множество крупных компаний потеряли свои склады, магазины, технику и доходы, но это не остановило их работу.
СЕО Фокстрот Алексей Зозуля в интервью RAU рассказал, как удалось сохранить бизнес, как ритейлер пережил блекаут и к чему готовится в будущем.
Зозуля назвал 2022-ой годом больших потерь, невероятных вызовов и новых достижений. Компании пришлось скорректировать свои цели и изменить рабочую модель, поскольку рынок потребительской электроники и бытовой техники существенно упал.
Продажи в гривне сократились на 20–25% год к году, в штуках – на 30–35%. Но, несмотря на то, что не работало около полусотни магазинов, а наш центральный склад с товаром сгорел еще в начале войны, мы смогли выстоять. Считаю, это уже значительный результат, – отметил СЭО.
Как работает сеть?
По словам Зозули, с 24 февраля количество работающих магазинов постоянно менялось. В середине марта оно превышало 100, а в апреле составляло около 80. Главным фактором, от которого зависит открытие или закрытие магазина, до сих пор является безопасность, особенно в прифронтовых регионах.
В настоящее время стабильно работает 114 точек, в то время как до 24 февраля их было 169.
В результате вражеских атак полностью разрушены шесть магазинов (в частности, в Мариуполе, Херсоне, Харькове), повреждения получили три магазина – Буча, Ирпень, ТРЦ Retroville в Киеве, которые уже восстановлены и работают, семь магазинов находятся на временно оккупированных территориях – насколько нам известно – полностью разграблены, – рассказывает Зозуля.
Проблемы со светом и логистика
После первых массированных ракетных обстрелов сеть начала планировать, как быстро организовать работу большинства торговых точек вне зависимости от графиков отключения света.
Самым действенным решением было оборудовать магазины зарядными станциями, генераторами, фонарями, лампами, системами спутникового Интернета. Уже в январе Фокстрот достиг 74% энергонезависимости, правда, инвестировать в это пришлось 4 млн. грн.
Перестроить пришлось и логистику, первоочередной задачей было при отсутствии складских запасов обеспечить текущий спрос среди розничных покупателей и выполнять интернет-заказы.
Сейчас работаем над рядом проектов, связанных с сокращением сроков доставки для наших клиентов и возобновлением уже реализованных сервисы: доставку в запланированное время, трекинг доставки на карте, возможность хранения приобретенного у нас товара и т.д., – говорит СЕО компании.
Спрос и предложение
Уже в первый месяц войны спрос на технику изменился кардинально, что связано с потребностями военных и волонтеров, а также миграцией населения.
Летом и в начале осени активно покупали ноутбуки и обогреватели, а после первых атак на инфраструктуру в октябре подскочил спрос на зарядные станции и генераторы.
Изменилась и география продаж, спрос сместился на запад, а затем снова подвинулся в сторону столицы.
После освобождения Херсона ощутимо ожил юг – Николаев и Одесса. Постепенно растут Харьков, Сумы и Чернигов, – говорит Зозуля.
В среднем, цены на бытовую технику и электронику выросли на 37%. К этому привели рост курса доллара, удорожание логистики.
Помощь стране
Алексей Зозуля отметил, что с начала полномасштабной войны компания передала для усиления обороноспособности страны и в поддержку украинцев 7400 товаров из ассортимента общей суммой почти 14 млн грн.
С сентября Фокстрот взял шефство над воинскими частями Воздушных сил Украины, работающими с системами ПВО. За это глава совета учредителей группы компаний Фокстрот Геннадий Выходцев отмечен медалью «За содействие Вооруженным силам Украины», а Алексей Зозулю – знаком «За содействие войску».
Отдельное внимание уделяем запросам от ушедших защищать Украину сотрудников бизнеса. Мы у себя называем этих коллег #ротаФокстрота. Это около 180 фокстротовцев, которые 24 февраля взяли в руки оружие, чтобы защитить родную землю от рашистского нашествия.
Планы на 2023 год
Значительного роста компания не прогнозирует, ожидают, что этот год будет равен показателям прошлого. В настоящее время активно работает преимущественно рынок замены, то есть клиенты покупают новую технику после того, как износится старая.
Читайте также: Все факторы сошлись: основательница Fox Lingerie объяснила закрытие всех магазинов в ТРЦ