Вера в победу стимулирует рост Индекса потребительских настроений украинцев
В прошлом году, согласно исследованию Consumer Confidence index от компании GfK, уровень потребительских настроений украинцев вырос с 64,1 пункта в феврале 2022 года до 83,9 пункта в начале 2023 года. По мнению аналитиков компании UTG, столь стремительные изменения потребительских настроений связаны с вторжением россии в Украину и началом военных действий, спровоцировавших целый ряд обстоятельств. Но украинцы уверенно ждут лучшего будущего после завершения войны, несмотря на негативную оценку текущего состояния.
В целом в 2022 году Индекс потребительских настроений был выше даже по сравнению с 2021 годом, хоть и остается в отрицательных значениях (менее 100). А в марте 2022 года Индекс потребительских настроений находился на пике измерений и составил 92,4, что на 28,3 п. выше показателя февраля месяца прошлого года. Кроме того, этот показатель Индекса был самым высоким, начиная с 2014 года, приблизившись к значениям осени 2019 года, когда он чуть не пересек отметку 100 (что означало бы переход в положительную оценку экономической ситуации населением).
Такая ситуация, по мнению аналитиков UTG, связана с тем, что украинцы в марте 2022 максимально включились в борьбу, делая большие закупки для фронта. К тому же, этот парадоксальный всплеск, учитывая войну, связан и с экономическими ожиданиями украинцев в долгосрочной перспективе. А именно — жители Украины более оптимистичны по развитию экономики в долгосрочной перспективе, чем в краткосрочной. Да, ожидания развития в период до пяти лет просто зашкаливают, достигнув показателя 120,8. По мнению иностранных экспертов, это связано с тем, что все украинцы уверены, что страна сможет отразить нападение россии.
Кроме этого, по словам Константина Олейника, руководителя Департамента стратегического консалтинга компании UTG, изменения потребительских настроений связаны также со следующими процессами:
– Внезапным перемещением населения из зоны активных боевых действий в более спокойные области с ограниченным набором вещей в холодное время года. Что привело к вынужденному расширению гардероба легкой одеждой и вещами при наступлении теплой погоды в апреле.
– Выездом за границу, что спровоцировало сокращение численности жителей отдельных регионов и страны в целом.
– Снижением уровня доходов в большинстве категорий граждан.
– Стремительной девальвацией гривны и инфляцией. Что привело к массовому выкупу складских запасов портативной электроники к переоценке.
– Ажиотажный спрос на необычные товары — фонарики, аккумуляторы, солнечные панели, портативные зарядные станции, инверторы, генераторы, буржуйки, отопительные системы и прочее.
– Непредсказуемостью завтрашнего дня. Это привело к отказу от дорогих покупок (квартир, автомобилей, ремонта, мебели, бытовой техники), невозможности путешествий и остатков денежной массы на руках.
– Переосмысление отношения украинцев к фундаментальным ценностям жизни, что привело к отказу от формирования накоплений и реализации концепции «здесь и сейчас».
Все это, по прогнозам эксперта, после победы Украины приведет к необходимости ощущения праздника, когда украинцы снова начнут обновление гардероба, покупки современной техники, путешествия, совершение дорогих приобретений. Следовательно, можно предполагать, что высокие потребительские настроения сохранятся и после окончания военных действий.
Читайте также: Индекс самочувствия ритейла достиг самой высокой отметки с начала войны