Как торговые сети Украины работают в условиях постоянного отключения электроэнергии

После первой массированной атаки на критическую энергетическую инфраструктуру страны 10 октября, ритейл начал внедрять новые решения в собственные рабочие процессы. Больше всего пострадал продуктовый ритейл, критически зависящий от бесперебойной работы холодильного и другого оборудования. Ассоциация ритейлеров Украины (RAU) опросила большие и малые продуктовые сети, представленные в разных регионах о том, как они справляются с новыми вызовами времени.

Меньше всего повезло торговым точкам, расположенным в торговых центрах. Ведь магазин в ТЦ зависит от энергетической системы целого объекта, поэтому в случае его закрытия сети вынуждены простаивать. В то время как в магазинах, работающих в отдельных зданиях, или на первых этажах жилых домов, есть возможность использовать дизель-генераторы.

Так, в сети магазинов «Копійка» к случаям нестабильного энергоснабжения начали готовиться давно — в магазинах, складах и офисах уже установили необходимое оборудование. Сеть АТБ, в свою очередь, закупила 60 стационарных дизель-генераторных станций.

«Еще более 300 штук закуплены и в ближайшее время будут установлены на объектах. Такие генераторы способны полностью обеспечить работу магазина или офиса при полном обесточении», — сообщил начальник управления по корпоративным коммуникациям АТБ Сергей Демченко. Также дополнительно предусмотрено 18 передвижных дизель-генераторных станций на базе автомобилей, количество которых рассчитано пропорционально количеству опорных магазинов.

Похожее решение было принято и в сети Ашан. Впервые технология дизель-генераторов была испытана еще 11 октября в одном из супермаркетов Львова. «Единственное — во время работы на генераторах у нас нет возможности выставлять товары в холодильники в торговом зале», — объяснила руководительница по связям с общественностью Ашан Украина Елена Орлова.

В то же время ритейлеры терпят убытки из-за того, что не успевают продавать скоропортящиеся товары, в том числе мясную и молочную продукцию. В Ашане планируют адаптировать товары собственного производства, так как собственные кулинарии и продовольственные цеха требуют много электроэнергии. Поэтому уже сейчас меняют их графики работы и улучшают ассортимент. Например, временно больше будут делать полуфабрикатов вместо готовых блюд.

Благодаря дизель-генераторам и источникам бесперебойного питания продолжают работать кассы и POS-терминалы. Но постоянство работы платежных и некоторых других сервисов (программа лояльности, кассы самообслуживания, функции мобильного приложения) зависят от постоянной работы поставщиков этих услуг. Так что в случае проблем на их стороне иногда могут происходить недолгие перебои. Но сети стараются иметь пути решения и в таких случаях.

К тому же во время энергетического форс-мажора возможен рост количества краж товара, пока системы безопасности выключены. Поэтому торговые сети усиливают физическую охрану и видеонаблюдение. Но, как заявляют ритейлеры, эта проблема пока не стала массовой.

Читайте также: Как украинским девелоперам выйти из кризиса: практические советы