Проблема роста дебиторской задолженности в ТРЦ

Сегодня много говорят о сложностях с продажами у торговых операторов, но немногие подчеркивают еще более катастрофические проблемы торговых центров: рост дебиторской задолженности, увеличение вакантности, отток персонала. По словам директора компании UTG Евгении Локтионовой, наиболее актуальным вопросом в этом списке является экономическая составляющая.

«В настоящее время у некоторых ТРЦ дебиторская задолженность выросла на 60%. При этом во многом подобная ситуация является результатом некомпетентной работы персонала. К сожалению, большинство управляющих компаний ждут, когда закончится война и все наладится, фактически давая ритейлерам жить за свой счет. Но это путь в никуда, поскольку арендаторы видят ситуацию и пользуются слабостью управляющих компаний», — объясняет Локтионова.

На самом деле сейчас практически все торговые объекты отмечают рост дебиторской задолженности, которая может исчисляться миллионами гривен. Однако, как отмечают эксперты рынка торговой недвижимости, есть правило свидетельствующее, что дебиторская задолженность никогда не должна превышать гарантийный платеж. Но у многих ТЦ эти показатели уже отличаются в несколько раз, а управляющие компании по-прежнему позволяют работать нерадивым арендаторам, продолжая наращивать их задолженность. При этом ТЦ должен оплачивать коммунальные платежи, зарплату персонала, а главное, обслуживать свой кредит. Такие слишком лояльные к арендаторам ТЦ, стремящиеся любыми путями удержать операторов, не только работают в минус, но и создают глобальные неприятности. «Проблема в том, что сейчас все рассказывают как плохо рынку ритейла, забывая, что еще хуже девелоперам, поскольку большинство ТЦ работают на кредитной основе», — описывает ситуацию директор компании UTG.

Если задать вопрос, как можно изменить положение и что делать, часто можно услышать совет обратиться в суд. Но оператор может сослаться на форс-мажор. Поэтому эксперт советует не допускать, чтобы дебиторская задолженность была выше гарантийного платежа. Если же показатели уже сравнялись, необходимо как можно быстрее искать способы замены арендатора. При этом можно порезать освободившееся помещение, если есть такая возможность и площади позволяют. В любом случае нужно менять оператора или ставить временного. Иными словами, нужно искать компромиссные варианты. В противном случае на рынке будет расти количество примеров ТЦ, которые из-за своей некомпетентности потеряли арендаторов, не генерируют доход и стоят убыточными, не имея возможности даже выполнить закрытие в ноль по затратам.

«Один арендатор ищет пути решения, дисконтирует товар, меняет персонал, набирает нового. Другими словами, что-то делает, таким образом генерируя трафик и продажи. А другой арендатор, часто сидя за границей, пытается управлять на расстоянии. В результате магазин не торгует. Есть и другие причины — отсутствие товара или непонимание рынка. В общем операторы ждут, когда покупатели сами их найдут. Но при этом такие ритейлеры не отдают себе отчет, что они сами виноваты в крахе бизнеса, но говорят — виноват ТЦ», — подчеркивает Евгения Локтионова.

Она добавляет, что сейчас не стоит сидеть и ждать, пока закончится война и на рынке все наладится. Гораздо эффективнее взять профессиональную управляющую компанию, в штате которой есть грамотный юрист, опытный управляющий, а также менеджеры по аренде, способные вывести ТЦ из долговой ямы. В качестве примера директор приводит такие ТЦ как: Мегамолл, Глобал UA, или Smart Plaza Polytech. К примеру, недавно стало известно, что в начале сентября в ТРЦ Глобал UA откроется первый в Житомире магазин «Цитрус» на месте оператора O’STIN, покинувшего украинский рынок.

Как показывает практика, рост дебиторской задолженности ТРЦ — проблема не рынка, а руководителей компаний, которые не приспосабливаются к новым изменениям. Ведь рынок не умер, а находится в постоянном движении, резюмирует эксперт.

Читайте также: Торговым центрам чаще всего удается собрать 50-60% от довоенного объема арендных платежей