Рост вакантности ТРЦ — влияние объективных факторов

В конце июня компания UTG провела zoom-конференцию и представила аналитику ситуации на рынке торговой недвижимости Украины. По данным экспертов компании, вторжение рф негативно сказалось не только на общем товарообороте, который сократился на 25% в национальной и более 29% в международной валюте, но и на вакантности ТРЦ. Так, по подсчетам экспертов, средневзвешенная вакантность в торговых центрах Киева составила около 19%. При этом наибольший рост показателя наблюдается в региональных объектах, где вакантность составляет 24%, на втором месте окружные ТРЦ, в которых количество пустых помещений составляет около 22%.

Основной причиной, вызвавшей стремительное появление свободных площадей в галереях, по мнению экспертов UTG, является изменение потребительских настроений: с началом вторжения у украинцев возникло отторжение товаров агрессора. Поэтому русские ритейлеры покидают страну и в ТРЦ образуются большие вакантные пятна, которые могут достигать 20-25% от площади торговой галереи, потому что многие российские ритейлеры занимали крупноформатные магазины. То есть практически четверть ТРЦ остается пустой, несмотря на то, что раньше это были лучшие и успешные объекты и активно пользовались интересом у российских сетей. Но пока в украинских сетях нет запросов поглотить такие площади и тем самым снизить влияние на вакантность.

Кроме того, по данным экспертов, на рынке наблюдается явление, когда практически все международные операторы все еще закрыты. Тем самым они не влияют на рост товарооборота и не выполняют якорную функцию, помогая синергией другим магазинам. Кроме этого сети, в которых раньше были недоходные точки, которые тянули и покрывали расходы за счет других более успешных объектов, теперь начинают активно оптимизироваться: закрывать малоприбыльные и убыточные магазины, концентрируя свое внимание на успешных. Росту вакантности способствуют проблемы с логистикой у международных операторов (сейчас достаточно сложно привозить товары в Украину), а также сложности с выведением валюты из страны. Все это приводит к замедлению экспансии или даже остановке инвестиций.

Еще одной проблемой, связанной с якорными арендаторами, является «обморок» после ководных ограничений таких якорей как финес-клубы и детские развлекательные центры, кинотеатры и другие разнообразные развлечения. Они не успели отойти от вынужденного закрытия в предыдущие два года. И сейчас эти операторы снова попали в новый виток ограничений своей деятельности.

Судя по всему вышеперечисленному, аналитики прогнозируют, что вакантность в ТРЦ в ближайшее время вряд ли удастся снизить. Однако в будущем так или иначе в Украину будут постепенно приходить новые бренды, которые помогут заполнить галереи, как это было в 2014 году. Тогда произошел отток первой волны российских брендов, а в страну активно начали заходить турецкие и польские сети. Именно за счет их популярности у населения и больших форматов удалось заполнить торговые объекты.

Читайте также: Из 24 пострадавших в Украине ТЦ 7 возобновили работу