Правила работы ТРЦ во время войны: рекомендации ГСЧС Украины
Ракетный обстрел кременчугского ТЦ «Амстор» заставил ГСЧС и владельцев торгово-развлекательных центров пересмотреть правила работы в военное время.
«КП в Украине» поговорила с заместителем начальника управления мероприятий гражданской защиты ГСЧС Олегом Стоволосом о том, что следовало бы изменить в работе украиснких ТРЦ, чтобы сделать их безопаснее в современных реалиях.
После трагедии в Кременчуге уже изменили правила работы некоторые столичные торговые центры. Они будут закрываться на время воздушной тревоги, сообщая об этом по внутреннему радио, и предлагать посетителям пройти в ближайшее укрытие. У некоторых из них есть собственные убежища.
Заставить ТРЦ работать по правилам сложно
«Принять решение о функционировании ТЦ может военная или местная администрация. Запрета для работы ТЦ, если у них нет укрытий, не существует в законодательстве. Мы разработали ряд рекомендаций, как мы видим функционирование таких объектов, и передали их военной администрации КГГА», — объясняет Олег Стоволос.
Пока документы еще на рассмотрении. После утверждения их отправят руководителям торговых центров, а они уже будут принимать решение о том, как дальше им функционировать.
«Законодательно приостановить деятельность ТЦ, у которых нет укрытий, у ГСЧС нет полномочий. А обеспечить здание укрытиями — ответственность балансодержателя», — рассказывает заместитель начальника управления мероприятий гражданской защиты ГСЧС.
Что предлагается изменить?
Специалисты ГСЧС проанализировали опасные ситуации (обстрелы, пожары и т.п.), уже возникавшие в ТРЦ, и пришли к выводу, что стоит соблюдать принцип «запускать столько посетителей, скольким есть возможность обеспечить безопасность».
«Поэтому мы считаем, что эксплуатацию торговых центров, в которых отсутствуют любые укрытия, стоит запретить. В здании посетителям нет возможности обеспечить безопасность, а выгонять их на улицу — не лучшая идея», — уверен спикер.
Что касается других объектов, где есть простейшие укрытия или паркинги, то допускать в торговые центры лишь такое количество людей, которое можно разместить в этих укрытиях.
При этом на входах кто-то должен контролировать приблизительное количество: если могут укрыть 500 человек, то чтобы в ТЦ и было не больше 500 человек.
«Важно, чтобы в систему оповещения интегрировали сообщение о тревоге. Также должна звучать информация, куда идти в укрытие. А в здании должны быть размещены указатели», — говорит Стоволос.
Согласно рекомендациям ГСЧС персонал ТРЦ должен помогать посетителям эвакуироваться. А вся деятельность на территории ТРЦ должна прекращаться, чтобы не провоцировать покупателей задержаться.
«Но опять-таки, прямой нормы на приостановление деятельности магазинов и штрафы за невыполнение этих норм нет. Механизма наказания ТРЦ, который не беспокоится о безопасности посетителя, пока что тоже нет», — говорит эксперт.
Ранее пресс-офицер Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям Александр Хорунжий объяснил как должны работать ТРЦ в Украине во время воздушной тревоги.